Правительство РФ. одобрило концепцию создания системы контроля вывоза товаров и правомерности применения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров
14 марта 2008 10:22
Правительство РФ распоряжением от 7 марта N288-р одобрило концепцию создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроля правомерности применения ставки 0 проц по налогу на добавленную стоимость /НДС/ при экспорте товаров. Об этом сообщила правительственная пресс-служба. Мининформсвязи РФ совместно с ФТС, ФНС и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено обеспечить управление реализацией концепции. Мининформсвязи, ФТС и ФНС обязаны в 3-месячный срок подготовить и утвердить совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти план мероприятий по реализации концепции. Концепция разработана в целях совершенствования системы межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю вывоза товаров с таможенной территории РФ и контролю правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров. В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса РФ, товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также работы и услуги, непосредственно связанные с производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются НДС по ставке 0 проц. В соответствии с этим положением, российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы и услуги, имеют право на возмещение НДС, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ и услуг. В настоящее время в РФ рост возмещения НДС более чем в 2 раза превышает рост объемов экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета. Рост связанных с возмещением НДС при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров. Для эффективного контроля необходимо обеспечить решение следующих задач: создание информационно-технологической инфраструктуры системы контроля; информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ, осуществляемых ФТС на всех уровнях внутриведомственного управления; обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроля правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий; перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти при контроле вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроле правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров; техническое обеспечение функционирования системы контроля с применением территориально распределенных каналов передачи данных. Информационно-технологическая архитектура системы контроля включает в себя ведомственные сегменты и межведомственный сегмент информационного взаимодействия. Госзаказчиком-координатором предлагается определить Министерство информационных технологий и связи РФ. Состав и источники информации, необходимой для контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ, определяет Федеральная таможенная служба. Состав и источники информации, необходимой для контроля правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров, определяет Федеральная налоговая служба. Межведомственное информационное взаимодействие в рамках системы контроля осуществляется через государственный информационный центр. Условия и порядок межведомственного информационного взаимодействия определяются совместными приказами оператора государственного информационного центра и федеральными органами исполнительной власти, участвующими в информационном обмене в рамках системы контроля. В случае если участник информационного обмена не является федеральным органом исполнительной власти, условия информационного взаимодействия определяются соглашением между ним, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и оператором государственного информационного центра. Информационная безопасность системы контроля обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности, задачами которой являются: обеспечение защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы контроля; обеспечение конфиденциальности и целостности информации; обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия. Создание и ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию планируется осуществить до конца 2010 г в 3 этапа. На первом этапе /2008 г/ планируется обеспечить: - развитие инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра для создания межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля; - разработку проектов нормативных правовых актов, необходимых для организации межведомственного информационного взаимодействия с использованием инфраструктуры государственного информационного центра в процессе контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроля правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров; - доработку проектов технического задания, финансово-экономического обоснования и плана работ по созданию системы контроля с учетом финансового обеспечения работ по созданию системы контроля и уточнения состава участников обмена информацией, а также состава и структуры данных, которыми обмениваются федеральные органы исполнительной власти в рамках системы контроля; - разработку нового, доработку и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях осуществления межведомственного обмена данными с использованием инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра; - интеграцию и перевод в опытную эксплуатацию межведомственного и ведомственных сегментов системы контроля, обеспечивающих межведомственное информационное взаимодействие на федеральном уровне в объеме, предусмотренном соглашениями о межведомственном информационном обмене; - разработку нового и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях автоматизации процессов передачи сведений о фактах поступления выручки от реализации товаров иностранным лицам, а также получения и обработки сведений налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров; - выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на пилотных объектах первого этапа; - разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов. На втором этапе /2009 г/ планируется обеспечить: - разработку нового и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях автоматизации процессов таможенного контроля вывоза товаров с учетом специфики железнодорожного, авиационного, трубопроводного, морского /речного/ видов транспорта и почтовых отправлений всеми видами транспорта, а также получения и обработки сведений налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров; - выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на пилотных объектах второго этапа; - разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов. На третьем этапе /2010 г/ планируется обеспечить выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на всех объектах ведомственных сегментов системы контроля; ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию. По мере развития системы контроля возможно расширение состава ее участников. Подключение к системе контроля федеральных органов исполнительной власти осуществляется по мере выпуска соответствующих приказов, или заключения соглашений об информационном взаимодействии, или внесения изменений в действующие приказы либо соглашения с учетом требований, предъявляемых оператором государственного информационного центра. Финансирование работ по проектированию, созданию и развитию межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия /2002-2010 годы/". Финансирование работ по созданию и развитию ведомственных сегментов системы контроля предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых госзаказчикам в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Создание системы контроля обеспечит повышение эффективности работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ путем снижения с 15 до 0 количества обрабатываемых в бумажной форме письменных обращений о подтверждении факта вывоза товаров по одной таможенной декларации и сокращения времени при регистрации факта вывоза товаров, а также времени прохождения грузов в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Функционирование системы межведомственного обмена данными в масштабе времени, близком к реальному, между таможенными и налоговыми органами позволит осуществлять более действенный контроль реально экспортируемых товаров и сумм предъявляемого к возмещению НДС по ставке 0 проц при экспорте товаров, а также контроль экспортных сделок в целях предотвращения оттока капитала. Система контроля позволит налоговым и таможенным органам совместно противодействовать неправомерному возмещению НДС при экспорте товаров. Своевременное предоставление таможенными органами необходимых достоверных сведений налоговым органам будет способствовать решению вопросов, связанных с уменьшением сроков проведения мероприятий в рамках контроля правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров при одновременном соблюдении установленных законодательством сроков возмещения НДС, повышению надежности и правомерности такого возмещения. Создание системы контроля обеспечит: повышение обоснованности решений в отношении вывоза экспортируемых товаров и правомерности применения ставки 0 проц по НДС; сокращение времени и снижение трудозатрат сотрудников таможенных и налоговых органов на осуществление мероприятий по контролю вывоза товаров и проверке правомерности применения ставки 0 проц по НДС при экспорте товаров; сокращение простоев транспортных средств, связанных с проведением таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ; сокращение времени и снижение трудозатрат, связанных с получением участниками внешнеэкономической деятельности подтверждения факта вывоза и факта поступления выручки от экспорта товаров; снижение объема бумажного документооборота между таможенными, налоговыми органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Функционирование системы контроля позволит организовать оперативный сбор и обработку информации о фактически вывозимых товарах и транспортных средствах. С точки зрения экономической эффективности создание системы контроля обеспечит сокращение потерь федерального бюджета, связанных с фиктивным экспортом и составляющих в настоящее время 10-30 млрд руб в год; сокращение потерь добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, связанных с несвоевременным получением возмещения НДС при экспорте товаров и составляющих около 5 млрд руб в год.