Казахстан. За морем телушка – полушка… Нужен ли правительству отечественный сельпром
6 февраля 2008 09:48
В 2006 году земледельцы только Костанайской области закупили в 15 странах мира более 1200 единиц всевозможной техники, потратив 10 млрд тенге. В году минувшем эти траты превысили 16 млрд. Только импортных посевных комплексов на начало года текущего насчитывалось 486. Несмотря на то, что цены на заморскую технику резко возросли, сегодня, по данным департамента сельского хозяйства, костанайские крестьяне готовы прикупить еще сотни полторы таких комплексов. А если брать в расчет другую импортную технику, то траты на техническое обновление нынче превысят 20 млрд тенге.
Кто истину глаголет?
Летом прошлого года премьер Карим Масимов и глава Минсельхоза Ахметжан Есимов на образцово-показательном поле Северо-Западного НПЦ откровенно общались со знатными аграриями области. Один из них – директор ТОО «Каркен», бессменный депутат областного маслихата, Сайран Буканов ввел высоких гостей в курс «скорбных» дел: – Если берем западную технику, то становимся заложниками дальнезарубежных компаний в деле снабжения запчастями – очень долго приходится ждать. С другой стороны, российские запчасти, которые можно найти во множестве расплодившихся у нас магазинов, очень некачественные. Раньше подшипник служил 2 года, сейчас если месяц протянет, то хорошо. В результате только наше хозяйство в год тратит 10 миллионов тенге на покупки подобного рода. Нужно активней развивать свою промышленность. Ведь чтобы привезти посевной комплекс из Канады, надо только на транспортные расходы затратить 20 тысяч долларов. За такие деньги можно новый трактор Минского завода приобрести. У нас огромные площади, и мы не можем бесконечно зависеть от зарубежных поставщиков… Ответ был очевиден: перед полевыми разговорами глава кабмина и сопровождающие его лица знакомились с громадьем планов и продукцией Костанайского завода дизельных двигателей, входящего в АО «АгромашХолдинг». Презентуя завод, аким области Сергей Кулагин назвал его точкой роста предполагаемой специальной экономической зоны, под которую уже выделено 800 гектаров земли и просчитаны затраты на ее создание – 6,5 млрд тенге. Уже на тот момент завод выходил на рубеж ежегодной сборки 600 комбайнов «Енисей» и «Руслан» и 60 гусеничных тракторов Харьковского завода – эта техника успешно прошла государственные испытания в Казахстане. «АгромашХолдинг» имел полсотни сервисных центров по обслуживанию своей техники, что покрывало 90 процентов посевных площадей страны. Ближайшая перспектива: половина комплектующих узлов и агрегатов должна производиться в Казахстане. А самое главное – уже через 4 года завод должен ежегодно производить 10 тысяч дизельных двигателей нового поколения. Планы получили полное одобрение, и была обещана поддержка со стороны правительства. И вскоре после визита в Костанай даже выделили 30 млн тенге на разработку ТЭО специальной экономической зоны. Но неисповедимы пути господни: следом принято постановление правительства об… отмене или существенном снижении таможенных пошлин на ввоз сельхозтехники из дальнего зарубежья. На днях оно вступает в силу. В столичных кабинетах считают, что данное постановление стимулирует ввоз в республику современной и высокопроизводительной техники и будет способствовать дальнейшему приобщению казахстанских аграриев к высоким технологиям. Прощай, отечественный сельпром?
Правое дело… левой руки
Заметное обновление машинно-тракторного парка началось после богатого урожая 1999 года. Активизировалось оно в последние два года по причине хороших урожаев и высоких цен на зерно. Если год назад тонну пшеницы продовольственной можно было продать за 150 долларов, то сегодня покупатели сами вывозят ее со складов хозяйств и платят 260 «зеленых». А на элеваторе железнодорожной станции Тобол за тонну зерна с клейковиной от 28 процентов не торгуясь «отстегивают» все 320! Таких цен не было, пожалуй, за всю историю Целины. Вот сельские предприниматели и торопятся обновить основные средства производства. Они по многолетнему опыту знают: после взлета цен на зерно вполне реально их падение, после урожайного года можно ждать засушливого. Тем не менее за последние 8 лет парк сельхозмашин в Костанайской области удалось обновить процентов на 20. Всего лишь! Безусловно, новая импортная техника разительно отличается от выработавшей все мыслимые ресурсы советской. По данным департамента сельского хозяйства, более 1 тысячи заморских тракторов в минувшем году выполнили половину всего объема полевых работ. Вторая половина приходится на… 24 тысячи имеющихся в наличии тягачей. Минувшей весной 440 посевных комплексов засеяли 1,3 млн га – третью часть яровой нивы области. Остальное досталось 20 тысячам разнокалиберных сеялок, многие из которых по причине окончательного износа уже не поддаются регулировкам. Наконец, полторы тысячи заморских и новых российских комбайнов убрали зерновые с 1,7 млн га. А 2,2 миллиона обмолачивали 10 тысяч реликтовых машин. На первый взгляд – превосходство заморской техники неоспоримо. Но только на первый. По итогам минувшей жатвы Серик Бухарбаев из ТОО «Алтынсарино» выдал из бункера российского комбайна не первой свежести «Дон-1500» 4012 тонн зерна и установил абсолютный рекорд области. Второй результат на заморском «Кейсе» у Геннадия Педасюка из ТОО «Алиби – Синема» – 3245 тонн. Замкнул тройку рекордсменов Виктор Бельгер из крестьянского хозяйства «Жанахай»: опять же российским «Вектором» он собрал 2990 тонн зерна. ТОО «Алтынсарино» – крупнейший в стране производитель зерна, в котором работает рекордсмен, – сделало ставку именно на «Доны». – Несколько лет назад, – поясняет директор сельхозпредприятия Борис Князев, – мы уже работали с машинами дальнего зарубежья, но в итоге пришли к мнению, что именно «Доны» по соотношению цены и качества для нас привлекательней, а производительность техники зависит прежде всего от организации уборочных работ. А все вместе – слагаемые рентабельности производства… Примечательно, что засевает более 80 тысяч своих гектаров Князев посевными комплексами, выбирал которые лично в Канаде. С тем расчетом, чтобы максимально загрузить дорогостоящую технику работой. Сегодня полтора десятка комплексов и мощных тракторов у него загружены 5 месяцев в году. Окупаемость – 5 лет. Но в большинстве хозяйств они и месяца в году не работают, о какой окупаемости тут говорить? Более того, методом «тыка» костанайские аграрии пришли к выводу: как только количество высокопроизводительных машин начинает превышать половину от имеющихся, падает выработка, зарплата механизаторов, снижается качество работ. Например, заморским комплексом невозможно обсеять края клеток, тем более он не пригоден для малоконтурных полей, требуется идеально ровная поверхность, поскольку в отличие от отечественных сеялок он не копирует рельеф. Вывод: нужен комплекс машин. Год назад, на областном агросовещании, на эту тему говорили много и страстно. Подводя итог дискуссии, аким области Сергей Кулагин поручил своему заместителю определиться наконец с системами машин для почвенно-климатических зон области. С такими системами, надо полагать, пора определиться в целом по стране. Как и с будущим отечественного машиностроения.
Прокати нас, чиновник, на тракторе!
В ангаре Костанайского дизельного завода стоит комбайн – прототип отечественной машины международного класса. По конкурсу ему и имя уже определено сугубо казахстанское, но бренд пока не зарегистрирован и называть его преждевременно. – В минувшем году наши испытатели протестировали эту машину, – рассказывает Владимир Астафьев, недавно возглавивший НПЦ механизации сельского хозяйства в Алматы, а до этого руководивший филиалом в Костанае. – Впечатления очень хорошие. 80 часов безотказной работы – уровень ведущих мировых производителей. Он в два с лишним раза превосходит по надежности «Вектор», который мы сегодня закупаем у России. Если учесть, что это пресловутый «первый блин», то вполне реально наладить в Костанае производство машин, способных конкурировать на мировых рынках сельскохозяйственной техники… Можно говорить о популярном нынче прорыве. Хотя прорыв этот подготовлен огромным объемом работ, оцениваемых в 5,5 млн долларов. К примеру, в заводском КБ сегодня работают несколько ведущих конструкторов, согласившихся переехать в Казахстан из России. Ведущим конструктор становится после 15 – 20 лет практики. В инжиниринговом центре сегодня работают специалисты из нескольких стран Европы. Совместно с ведущими вузами России и Австрии запускается программа подготовки специалистов в учебных заведениях Костаная… Как все это и многое другое, что сделано и делается на предприятии, согласуется с льготным импортом заморской техники? – Нас призывают производить технику, ориентированную на экспорт, – размышляет председатель совета директоров «АгромашХолдинга» Виктор Ким. – Мы готовы. Но… все, что необходимо для ее производства, мы покупаем с НДС. С тем же НДС вынуждены продавать. А импортер техники из дальнего зарубежья получает карт-бланш в виде нулевого тарифа. То есть мы даже на внутреннем рынке уже не конкуренты... Информация к размышлению. Половина сельхозтехники, ввозимой из дальнего зарубежья, по словам Владимира Астафьева, не соответствует требованиям законов РК. В частности, закону «О техническом регулировании». Недавно на заседании правительства была выдвинута идея пересадить чиновников на автомобили, собранные в Казахстане, и тем самым поддержать нарождающийся отечественный автопром, а заодно рассмотреть вопрос о запрете ввоза иномарок старше 7 лет. Идею можно развить: у каждого акима района, у многих чиновников районного и областного, тем более республиканского масштаба в обработке находятся десятки и сотни тысяч гектаров пашни. Даже если они оформлены на родственников. Почему бы не обязать их стать в очередь за сельскохозяйственной техникой отечественного производства? Для пользы государству.