27 ноября 2024 г., Среда
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Россия. Ценам на продукты дадут новую отсрочку. Бизнес готов продлить запрет на их повышение

14 ноября 2007 08:35
Мораторий на повышение цен на продукты питания может быть продлен до окончания президентских выборов, которые состоятся в марте 2008 го­да. Об этом вчера сообщил журналистам глава компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. Эксперты неоднозначно относятся к продлению моратория. С одной стороны, эта мера позволит предотвратить одновременное действие нескольких факторов, ведущих к повышению цен, с другой — продолжит сжимать инфляционную пружину.
      Соглашение о замораживании цен на некоторые продукты питания (хлеб, подсолнечное масло, яйца, однопроцентный кефир и молоко) действует с 24 октября 2007 года по 31 января 2008 года. Производители взяли обязательство зафиксировать отпускные цены по состоянию на 15 октября, а торговые сети — снизить торговую наценку на эти продукты до 10%. Соглашение подписано компаниями «Ашан», Billa, «Гроссмарт», «Копейка», «Мосмарт», Metro Cash & Carry, «Вимм-Билль-Данн» и другими участниками рынка.
      «Не исключаю продления моратория, — уточнил вчера РБК daily Давид Якобашвили. — Выборы наступают. Наводить смуту не хотелось бы». Участники рынка уверяют, что резкого повышения цен после снятия моратория не будет, хотя и без подорожания не обойтись. «Цены не должны резко вырасти, — считает г-н Якобашвили. — Но если не остановить рост цен на ГСМ, электроэнергетику, сырье, комбикорма, рекламу, на землю под предприятия, — все это будет предпосылкой для поднятия цен (на продукты питания. — РБК daily)».
      Замгендиректора «Мосмарта» Семен Слуцкий более оптимистичен. Прогноз о резком скачке цен после снятия моратория он назвал ерундой. «Заморозили цены только на маленькую часть продуктов, — сказал он РБК daily. — Истерия скоро должна пройти. Не могут цены расти бесконечно, устаканятся».
      Эксперты объясняют решение заморозить цены исключительно предвыборным пиаром власти и считают, что мораторий переносит инфляционный скачок на следующий год. «Чем дольше будет мораторий, тем сильнее вырастут цены после его отмены, — полагает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Когда цены замораживают на одни продукты, цены растут и у других товаропроизводителей».
      Зато продление моратория на 2—3 месяца позволит разнести во времени факторы, стимулирующие раскручивание инфляционной спирали. Ведь в январе производители и продавцы традиционно будут пересматривать свои цены, в январе—феврале — повышаться тарифы на услуги естественных монополий. «Эти пики надо максимально растянуть во времени, чтобы у населения не было ощущения, что они попали в высокую инфляцию, — говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов — Это было бы ложное ощущение, хотя на его основе инвесторы и население наверняка будут принимать решения».
      Предотвратить рост цен после истечения срока соглашения можно за счет снижения слишком большой рентабельности торговых сетей. «Эффект пружины должен быть сглажен снижением рентабельности в торговле», — говорит эксперт и полагает, что «убедить» торговые предприятия в этом власти могут, например, «большим вниманием со стороны налоговиков».
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: