Россия. Производители продовольствия фиксируют ажиотажный спрос на свою продукцию
30 октября 2007 08:30
Попытка регулировать цены на продовольствие соглашениями компаний о замораживании цен дала сигнал к ажиотажному спросу. На прошлой неделе дистрибуторы и производители зафиксировали двух-трехкратный рост спроса на "замороженные" позиции, в том числе растительное масло, а также товары, не вошедшие в список,-- мясные, молочные, рыбные и плодоовощные консервы. Рост спроса обеспечен не только потребителями, но и закупками торговых сетей. По мнению экспертов, происходящее приведет к новому витку роста цен до конца 2007 года. Производители и дистрибуторы продовольственных товаров зафиксировали резкий рост спроса на ряд пищевых товаров. В дистрибуторских компаниях, опрошенных Ъ, утверждают, что закупки сетей и розничных рынков по этим товарным категориям за последние две недели увеличились в два-три раза. "В ожидании дальнейшего роста цен потребители стараются закупить их впрок,-- говорит глава компании 'Царь-Град' Дмитрий Алефанов.-- По ряду позиций -- подсолнечное масло, консервы, мука, крупы -- эта тенденция особенно заметна". По словам директора по связям с общественностью "Бунге СНГ" (ТМ "Олейна", Ideal) Кирилла Болматова, последние несколько недель потребители просто сметают наиболее дешевые товары с полок: "В некоторых магазинах даже появлялись объявления: 'Больше четырех бутылок масла в одни руки не даем'".
О возможности возникновения ажиотажного спроса и дефицита на ряд позиций в торговле, цены на которые заморожены (как уже писал Ъ, 24 октября крупнейшие российские производители продуктов питания и ритейлеры по инициативе Минсельхоза взяли на себя обязательства заморозить цены на ряд своих брэндов с 15 октября 2007 года по 31 января 2008 года), уже предупреждали экономисты. Однако спрос растет не только на "замороженный" список, но и на другие продукты длительного хранения -- речь прежде всего идет о консервах всех видов. Потребительские ожидания уже подкрепляются ростом цен. Вслед за базовым сырьем подорожание началось во всей отрасли: по оценкам опрашиваемых Ъ экспертов, растут оптовые цены на овощные консервы (+10-15% с уровня конца лета 2007 года), кондитерские изделия (+7%), молочную продукцию (+20%), масло-жировую группу (+40%), бакалейные товары (+20%).
Производители и дистрибуторы считают, что повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети -- как ожидая дальнейшего роста потребительского спроса, так и максимизируя прибыли. "В ожидании подорожания консервы берут как потребители, закупающие продукты впрок по низкой цене, так и сети -- чтобы впоследствии извлечь более высокую прибыль",-- говорит директор департамента развития группы "Эрконпродукт" (один из крупнейших производителей молочной продукции и овощных консервов) Евгений Золотайкин.
"Не исключаю, что в сегодняшней ситуации розничные торговцы, чтобы избежать дефицита товара на полках в пиковые месяцы -- ноябре--декабре, изменили закупочную политику",-- говорит глава компании "Внешэкономпрод" (крупный уральский дистрибутор) Александр Попов. По словам господина Золотайкина, роль в формировании ажиотажа играет и сезонный рост спроса на продовольствие в ноябре--декабре -- на сезон перед Новым годом приходится пик продаж продуктов питания.
Опрошенные Ъ крупные ритейлеры, работающие на федеральном уровне, подтвердить информацию о том, что они увеличили закупки, отказались. В пресс-службах "Седьмого континента", X5, "Копейки" и других заявили, "что все закупки ведутся в обычном режиме и ажиотажа нет". В региональных сетях, напротив, отмечают повышенный спрос. "Зная 'о подорожании с 31 января', население спешно закупается по прежним ценам. Если раньше в день у нас покупали 100 бутылок подсолнечного масла, теперь -- 500",-- говорит руководитель розничного направления группы "Добрыня" (восемь магазинов в Перми и Пермском крае) Константин Томенко. По его словам, три-четыре недели назад ажиотаж затрагивал растительное масло, но те же тенденции наметились и по другим товарам.
"Перед нами сейчас наглядно разворачивается модель так называемой инфляции ожиданий,-- поясняет главный экономист инвестбанка 'Траст' Евгений Надоршин.-- Известно, что цены будут временно заморожены. Часть продуктов, на которые были заморожены цены,-- продукты длительного хранения: срок годности 1,5-процентного молока и растительного масла составляет полгода. Но действие соглашения, подписанного ритейлерами и производителями, на такой срок не распространяется -- население, естественно, начинает закупать эти товары впрок, не дожидаясь, когда цены на них отпустят". Ситуация напоминает ему замедленный вариант событий на продовольственном рынке 1992-1993 годов и осени 1998 года: дефицит на фоне растущей инфляции.
Гендиректор агентства R&I Group Юний Давыдов обращает внимание на возможность локальных кризисов спроса -- он вспоминает ситуацию с ажиотажным спросом на соль и сахар в ряде регионов в 2006 году. "'Соляной кризис', во время которого соль пропала с полок магазинов, а торговцы не смогли удовлетворить спрос, развивался в геометрической прогрессии",-- говорит он. Сети, по его словам, могут увеличивать закупки, чтобы показать потребителю отсутствие дефицита. А ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев прогнозирует, что если спрос будет усиливаться, соглашение между производителями и ритейлерами о замораживании цен на базовые продукты "будет пересмотрено". Впрочем, масштабы продовольственного ажиотажа можно будет оценить лишь через несколько недель.