На днях несколько компаний, которые занимаются экспедированием зерна на Юге России, получили письмо от СКЖД за подписью начальника ДЦФТО СКЖД Г.Фадеева. В тексте письма сказано, что железной дорогой "будут выполнены договорные обязательства по подтвержденным объемам на организацию перевозки грузов текущего периода". При этом железнодорожники уведомляют, что "в соответствии с устным распоряжением ЦЗ Козырева (вице-президент ОАО "РЖД" Сергей Козырев) заявки на организацию перевозок грузов по вышеназванному договору в дальнейшем рассматриваться дорогой не будут". Договоры, о которых идет речь, предусматривают накопление судовых партий на путях СКЖД. Таким образом, по мнению экспедиторов, решением одного чиновника от РЖД фактически отменена доставка зерна по прямому варианту (вагон - борт судна). Сегодня на Юге России зерно проходит через малые порты - Ростов, Ейск, Порт Кавказ. Туапсе тоже работает только по прямому варианту, имея возможность обработать 1 млн. тонн в год. На юге существуют только 2 предприятия, которые работают с зерном не по прямому варианту, оба в Новороссийске - это портовый элеватор (НКХП), который частично принадлежит государству, и 40 и 41 причалы. Через НКХП работают 4-5 компаний, которым предоставлены месячные квоты на переработку в размере 25-30 тыс. тонн (одна из них в прошлом месяце имела квоту 70 тыс. тонн). 40 и 41 причалы работают только с автотранспортом, что позволяет собирать зерно в радиусе не более 300 км от терминала. Мощность причалов оценивается в размере 1 млн. тонн в год. Мощность элеватора составляет порядка 1,5 млн. тонн. По прогнозам участников рынка, реализация решения РЖД может привести к срыву поставок зерна (порядка 0,5 млн. тонн через порта Кавказ, около 1 млн. тонн через Туапсе и порядка 4,1 млн. тонн через НМТП, итого 5 млн. тонн - половина оценочного плана экспорта в 2006/07 МГ). Кроме того, зерновые трейдеры, вероятно, понесут немалые штрафные санкции.