ЮАР. Небывалый урожай. Транспортная инфраструктура не справляется с объемами экспорта кукурузы
25 июля 2005 10:14
По сообщениям трейдеров, перегруженные портовые мощности и железные дороги Южно-Африканской Республики не могут справиться с растущими объемами экспортных перевозок кукурузы. Трейдеры страны, ожидающей в этом году крупнейший с 1981 г. урожай кукурузы, предпринимают усилия по наращиванию экспорта данной культуры, с тем чтобы избавиться от излишков зерна на местном рынке. Однако портовая и железнодорожная инфрастуктура является "узким местом", не позволяющим местным зерноторговцам достичь желаемых темпов экспорта. Так, по словам представителей компаний, недавно начавшиеся крупные поставки кукурузы в Японию и Иран практически парализовали зерновые терминалы в местных портах на ближайшие 1-2 месяца, сделав отгрузки в других направлениях возможными лишь в минимальных объемах. "Пробки, заторы и узкие места у нас повсюду, - заявил журналистам один из трейдеров. - Это "болезнь" не только железной дороги - это и неповоротливая процедура погрузки в дурбанском порту, и недостаточный объем портовых зернохранилищ. Словом - вся транспортная инфраструктура не справляется". Южноафриканские порты в настоящее время способны перерабатывать 100-150 тыс. тонн кукурузы в месяц. Еще некоторое количество может быть доставлено железнодорожным и автомобильным транспортом в соседние страны, причем именно поставки в близлежащие страны на юге Африки представляют сейчас наибольший интерес для трейдеров ЮАР. Однако возможности таких поставок крайне ограничены. В текущем квартале 100 тыс. тонн желтой кукурузы должны быть поставлены в Японию в рамках контракта, заключенного с этой страной (Япония стремится максимально ограничить закупки кукурузы в США в связи с последними скандалами с генетически модифицированной кукурузой Bt-10, а потому закупка в ЮАР оказалась выгодной альтернативой). Из указанного количества пока отгружено только 12 тыс. тонн. Также сообщается, что около 300 тыс. тонн должно быть отгружено до конца года в Иран. В то же время, некоторые трейдеры относятся скептически к возможности морских поставок местной кукурузы на отдаленные рынки (за исключением, возможно, Ирана), считая, что южноафриканское зерно на этих рынках не выдержит конкуренции с кукурузой из Аргентины и др. стран Южной Америки. По их мнению, гораздо более выгодными и перспективными являются внутрирегиональные поставки - на рынки других государств Африки. В то время как в ЮАР ожидается высокий урожай кукурузы благодаря хорошей погоде и достаточному количеству осадков, другие страны африканского континента пострадали от сильной засухи в период созревания урожая, а потому зерно из Южно-Африканской Республики могло бы здесь найти хороший рынок сбыта. Трейдеры ЮАР уже заключили ряд контрактов со странами восточной и западной Африки. Готовится к отправке судовая партия объемом 12,5 тыс. тонн в Гану. Некоторые из морских внутрирегиональных отгрузок планируется осуществлять в контейнерах. Более выгодными для тредейров являются отгрузки наземным транспортом, но ограниченная пропускная способность железных дорог не позволят экспортировать значительные объемы зерна с использованием этого вида транспорта. Некоторые поставщики вынуждены прибегать к более дорогостоящим автомобильным перевозкам. "Фрахтовая ставка для морских перевозок в зарубежные порты составляет $52-60 за тонну, - отметил один из трейдеров. - При таких поставках с тонны можно получить меньше одного доллара прибыли - иногда не более 50 центов. При поставках же наземными видами прибыль может составить около $2-3 за тонну". Как сообщалось ранее, на текущей неделе официальный прогноз производства кукурузы в ЮАР в нынешнем сезоне был повышен с 11,88 до 12,092 млн. тонн. Однако, по словам трейдеров, окончательные цифры производства могут оказаться еще выше.