В 2024 году Бангладеш вошла в топ-10 покупателей российского продовольствия
По оценкам экспертов, в 2024 году российский экспорт продукции АПК в Бангладеш вырос на 44% и превысил 1 млрд долл. Благодаря такой динамике страна вошла в десятку крупнейших покупателей российских продовольственных товаров.
Основа российского экспорта в южноазиатское государство — пшеница. Физический объем ее поставок в прошлом году достиг 3,9 млн тонн, что на 45% больше показателя 2023 года. В результате Бангладеш вновь заняла третье место среди импортеров отечественной пшеницы.
По словам заместителя генерального директора АО «ОЗК» Ксении Боломатовой, Бангладеш — один из традиционных рынков сбыта российской пшеницы. «Народная Республика Бангладеш является крупным импортером пшеницы в Южной Азии, что обусловлено ограниченными возможностями производства в стране этой зерновой культуры в силу неблагоприятных агроклиматических условий. По итогам 2024 года страна заняла пятое место среди крупнейших импортеров российского зерна, нарастив закупки пшеницы до рекордных 3,9 млн тонн против 2,7 млн тонн годом ранее. После выхода Группы «ОЗК» на зерновой рынок южноазиатского государства в сезоне 2019/20 Бангладеш сразу вошла в топ-5 основных направлений экспорта компании, при этом объем поставок пшеницы увеличился в четыре раза: с 209 тыс. тонн в сезоне 2019/20 до 796,9 тыс. тонн в сезоне 2023/24. В сельскохозяйственных сезонах 2022/23 и 2023/24 Бангладеш занимала второе место по объемам закупок пшеницы у Группы «ОЗК», — отмечает Ксения Боломатова.
Компания «Грейн Гейтс» также поставляет пшеницу в Бангладеш, и отгрузки в эту страну ежегодно увеличиваются, что говорит о росте привлекательности данного рынка для компании. «Так, в сезоне 2022/2023 объем поставок «Грейн Гейтс» в Бангладеш составил 324,1 тыс. тонн. В следующем сезоне — 2023/2024 — отгрузки пшеницы возросли до 464,7 тыс. тонн (+43,4% год к году). С июля по середину марта компания уже экспортировала 425,2 тыс. тонн пшеницы и, вероятно, в текущем сезоне побьет предыдущий рекорд по поставкам в эту страну», — сообщили в пресс-службе «Грейн Гейтс».
Бангладеш также входит в число крупных покупателей российского гороха. В прошлом году отгрузки зернобобовой культуры достигли 237 тыс. тонн, увеличившись в 3 раза. Одновременно впервые с 2020 года была экспортирована чечевица — 1,1 тыс. тонн.
Рынок Бангладеш является очень перспективным для российских поставщиков зернобобовых культур, уверен руководитель аналитического агентства Russian Pulses Analytics Сергей Плужников. Например, собственное производство гороха не превышает 10 тыс. тонн, обеспечивая менее 2% внутреннего спроса. «Ежегодный импорт бобовых в Бангладеш варьируется от 0,8 до 1,6 млн тонн, при этом страна стремится снизить зависимость от канадских и австралийских поставщиков. Это предоставляет возможности по увеличению доли России в импорте Бангладеш: Россия активно развивает крупнотоннажные поставки гороха, а наше ценообразование более гибко по сравнению с канадскими предложениями. Поэтому при наличии благоприятных условий и отсутствии проблем с оплатой я уверен, что мы увидим динамичное развитие торговли горохом и другими зернобобовыми с Бангладеш в ближайшее время», — акцентирует он.
В 2024 году Бангладеш стала крупнейшим импортером российских семян горчицы, увеличив закупки в шесть раз, до 30 тыс. тонн. Отечественными экспортерами поставлено в республику 570 тонн подсолнечного масла, тогда как в 2023 году продаж в этой категории не было. Кроме того, в 2024-м впервые в Бангладеш доставлена российская молочная продукция — 150 тонн сухого молока и 100 тонн сухой молочной сыворотки.
Поставщик сухой молочной продукции в Бангладеш — компания «Ува-Молоко» (MLK Group). «Мы работаем на рынке Бангладеш с конца 2023 года, и произошедший в 2024 году переворот никак не отразился на нашем сотрудничестве», — делится директор по экспорту «Ува-Молоко» Андрей Родин. По его словам, компания оценивает рынок как очень интересный и планирует в течение 2025–2026 годов кратно нарастить поставки, доведя объем до 6 тыс. тонн сухого молока в год. «Перспективы обусловлены огромной численностью населения, для которого сухое молоко является относительно доступным источником белка, а также существующими логистическими маршрутами. В то же время необходимо учитывать особенности рынка, среди которых — аккредитивная форма оплаты, а также ряд нюансов с точки зрения предоставления дополнительных сертификатов, таких как сертификат радиационной безопасности или сертификат об отсутствии меламина», — указывает Андрей Родин.
