Как будет устроен новый терминал по перевалке удобрений Port Favor в Усть-Луге
В Усть-Луге продолжается строительство терминала Port Favor — одного из самых технологически насыщенных портов страны по обработке удобрений. В декабре здесь запустили перевалку аммиака, в следующем году — очередь за сухими минудобрениями. «Медиапалуба» побывала на площадке, где возводят предприятие, и узнала, как будут устроены процессы.
Первый портовый пункт по обработке аммиачных удобрений
13 декабря в порту Port Favor запустили работу наливного комплекса — первого в России по перевалке аммиака. На территорию торжественно заехали первые автоцистерны с грузом.
Сюда, в Усть-Лугу, будут доставлять аммиак отечественных производителей. Здесь он будет перегружаться на морские суда в том числе для последующей отправки в другие страны. Задачу по наращиванию объемов экспорта обозначил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко:
В России появился свой портовый терминал по перевалке аммиака. Это значит, что сегодня у компаний-производителей появилась уверенность в том, что рынки дружественных стран будут открыты для поставок.
Это важный, амбициозный проект, потому что портовые мощности европейских стран закрылись и наши производители столкнулись с проблемой его реализации. Стоял вопрос — либо сворачивать производство, сокращать объемы, либо найти варианты отгрузки.
Одним из основных грузоотправителей аммиака стала компания «Еврохим», построившая завод «ЕвроХим Северо-Запад-2» в соседнем Кингисеппе. Имена других поставщиков не называются.
Основные технологические объекты комплекса сейчас представлены автомобильной сливной эстакадой и трубопроводом. На данный момент официально завершен первый этап строительства. В его рамках были возведены эстакады слива из автоцистерн, азотная установка, обустроен центральный пульт управления, установлены технологический трубопровод и узел налива на причале № 1 для погрузки на флот, подключены сети электроснабжения, водоснабжения, канализации, пожаротушения, факельная установка. Аммиак в жидком виде будет доставляться в порт в автоцистернах, перегружаться на эстакады, далее — по технологическому трубопроводу на борт судна-газовоза.
В рамках второго этапа будет построена технологическая линия по перевалке аммиака из ЖД цистерн, которую планируют ввести в работу в мае 2025 года. Железнодорожная эстакада позволит обрабатывать до 60 вагонов в сутки.
Строительство комплекса предваряла большая нормотворческая работа:
Правовых основ для строительства аммиачных терминалов не было, — пояснил генеральный директор «Портового альянса» (управляющая компания Port Favor) Михаил Кузнецов. — И во многом благодаря помощи Ленинградской области нам удалось внести поправки в водный кодекс и сделать это строительство возможным.
Основная регуляторная работа шла в 2019 году, добавил губернатор Дрозденко:
Мы с компанией «Еврохим» оказались первопроходцами по строительству комплекса по перевалке аммиака, в России не было таких портовых сооружений, наше законодательство не было заточено вообще под работу с жидкими минеральными удобрениями.
Мы проделали большую работу. В ней участвовали юридическая служба «Еврохима», экологи, научные предприятия, профильные министерства. Все понимали, что для экономической безопасности страны, чтобы не потерять производство аммиака, должен появиться порт. А дальше мы выступили инициаторами изменения законодательства.
В будущем здесь внедрят холодильную установку, необходимую для поддержания нужной температуры аммиака во все сезоны. Это позволит нарастить объемы по перевалке в полтора раза.
По плану проектная мощность комплекса по наливным грузам в 2025 году достигнет 1 млн тонн в год, а в 2026 дойдет до 1,5 миллионов.
В разгаре большая стройка
Параллельно в порту продолжается строительство комплекса по перевалке сухих минеральных удобрений, который планируют ввести в эксплуатацию в конце 2025 года. Вместе с ним перевалочная мощность всего предприятия составит до 14 млн тонн в 2026 году.
Всего здесь будет работать три причала. Причал №1 предназначен для обработки судов с грузоподъемностью от 5 до 70 тыс. тонн, на нем будет установлена одна судопогрузочная машина (СПМ) производительностью 2400 тонн/час. Второй и третий причалы будут принимать суда дедвейтом до 114 тыс. тонн. При этом два СПМ могут обрабатывать одно судно, таким образом достигая производительности до 4800 тонн/час. Работы по монтажу машин запланированы на начало 2025 года.
Тогда же должны закончить строительство второй пересыпной станции и начать монтаж ленточных конвейеров, бункеров, разгрузочных столов, системы вакуумной уборки. На площадке уже возвели металлоконструкции для конвейерной галереи, которая будет проведена для загрузки продукции в крытый хребтовый склад. В ближайшее время начнется монтаж оборудования купольных галерей.
Минудобрения будут доставлять в порт по железной дороге в вагонах-хопперах. Пропускная способность к выходу порта на полную мощность составит 500 вагонов в сутки.
Для перемещения вагонов с выгрузочных путей на пути накопления порожних составов в порту будут использовать трансбордеры:
Это очень удачное технологическое решение, которое поможет выполнять операции в автоматическом режиме в рамках сжатой территории, — рассказывает главный технолог Анатолий Загуменнов. — На параллельные пути мы будем выставлять уже выгруженные вагоны и формировать порожний состав.
Все будет работать в автоматическом режиме под контролем операторов центрального пункта управления. Ручной труд будет сведен к минимуму: в основном это разгрузка вагонов и обслуживание технологического оборудования.
Сейчас прорабатывается возможность внедрения стационарного вакуумного трубопровода, который позволит оперативно и качественно проводить очистку разных технологических помещений. Глобально это должно ускорить время на обработку и увеличить количество объемов принимаемых грузов за сутки.