«Будешь работать на банкиров и разоришься»: как развивается аграрная логистика Татарстана
Развитие логистической инфраструктуры способствовало росту цен на зерно в Татарстане в 2024 году. Однако заниматься пшеницей по-прежнему невыгодно. Аграриев спасают подсолнечник и рапс. Несмотря на это, а также на высокую ключевую ставку, в республике строят еще один гигантский элеватор.
31 одну баржу и 300 вагонов сельхозпродукции отгрузил новый элеваторный комплекс «Свияжск-зернопродукт» с момента своего запуска в июле этого года. Об этом стало известно в ходе пресс-тура на новый элеватор УК «Август-Агро».
Сегодня зерно из Татарстана через посредничество нового элеватора идет в Саудовскую Аравию, Египет, Иран, Турцию. Около 1000 тонн гороха ушло в Индию, 500 тонн — в Пакистан. В общей сложности комплекс принял уже 165 тысяч тонн зерна и отправил 110 тысяч тонн. По словам генерального директора компании УК «Август-Агро» Айдара Галяутдинова, возросший спрос ощутимо отразился на стоимости пшеницы в республике.
— Мы на себе ощутили, что около «рубля» плюсом добавилось, т.е. тысяча рублей за тонну плюсом элеватор нам дал. Есть такое ощущение. Когда отгрузим, все посчитаем, — сообщил он журналистам.
По его словам, зерно «подросло» в цене по сравнению с прошлым годом.
— В прошлом году, и даже в этом весной еще было совсем тяжело. До семи, до восьми [тысяч рублей за тонну] падала стоимость зерна. Сейчас хотя бы говорим об 11-12 рублях в зависимости от класса. Даже 13 рублей, — поделился спикер.
Определенную роль сыграл трейдинг.
— Покупаем чужое зерно, на этом зарабатываем. Это некая косвенная прибыль, доход, который нам обеспечивает наш собственный элеватор, — отметил он.
Интересно, что через элеватор проходит зерно Лениногорского и Муслюмовского районов. Еще летом в разговоре с KazanFirst многие фермеры Татарстана сомневались в эффективности такой бизнес-модели. Впрочем, и для руководства «Август-Агро» она стала «открытием».
— Никогда не думал, что из Муслюмово мы сюда зерно повезем. С другого конца республики. Если семечка — это все-таки выгодно, понятно, но пшеница. Результат вот этого элеватора — быстрая отгрузка и хорошие контакты с нашими партнерами, крупнейшими экспортерами России «Астон» и «Деметра-Холдинг», дали такую цепочку, что нам интереснее было везти машинами сюда и отгружать, нежели продавать на востоке, — похвалил комплекс Галяутдинов.
Тарифы растут
Однако извлекать прибыль из продажи пшеницы пока все равно не получается. «Либо ноль, либо небольшой убыток», — прогнозирует гендиректор «Август-Агро». Выручает подсолнечник, который в этом году демонстрирует высокие урожайность и цену. Определенные надежды компания связывает с рапсом. Нут и горох пока остаются нишевыми культурами зернохозяйственного бизнеса компании и не несут в себе ощутимой выручки.
— Тарифы растут и у естественных монополий. В данном случае это РЖД. Сейчас 4,5 тыс. рублей за тонну доставка до южных портов. При цене зерна 11 тыс. рублей за тонну, — сетует Галяутдинов.
Другими словами, почти 40% стоимости пшеницы составляют транспортные расходы. В настоящий момент перед аграриями республики стоят две проблемы. Первая — это относительно невысокая урожайность.
— Мы ограничены урожайностью. Татарстан — не Краснодарский край. Здесь семь тонн может одно поле дать, может быть, два поля. Но получить [7 тонн] в среднем на наших 80 тысячах га не получится. Рисовать можно все что угодно. Четыре-четыре с половиной тонны, ну, пять пусть будет в лучшие годы. А себестоимость растет. Ресурсы все на следующий год и удобрения подорожают. Зарплаты надо индексировать. Мы сейчас делаем бюджет, посмотрим, посчитаем, что получится. Пшеница, к сожалению, она такая.
Вторая проблема — логистика. Традиционно зерно из Татарстана везут в южные порты. В северных портах не было зерновых терминалов. «Порт Высоцкий» построил такой комплекс с пропускной способностью 200 тысяч тонн. Теперь он принимает зерно по железной дороге. На повестке дня водный путь, который во время навигации позволяет ощутимо экономить на транспортировке грузов. Но здесь большим препятствием остается Городецкий гидроузел в Нижегородской области. Он не может пропускать баржи водоизмещением больше двух тысяч тонн. В этом году компания предприняла смелый эксперимент. Перед гидроузлом с баржи водоизмещением в пять тонн татарстанское зерно перегрузили на судна поменьше. После того, как они прошли барьер, груз снова перегрузили на «пятитонник». Сейчас он уже дошел до места получения. Этот эксперимент показал, что маршрут рабочий, и он требует только относительно незначительной модернизации.
Несмотря ни на что «Август-Агро» строит еще один элеватор
Среди негативных факторов, сковывающих развитие сельского хозяйства, Галяутдинов отметил высокую ключевую ставку.
— С такой ключевой ставкой, которую установил Центрбанк, никакой умный человек ничего покупать не будет. Он будет все деньги держать на депозите. Можете так и написать. Нельзя так делать. С такой процентной ставкой ты будешь работать на банкиров, все деньги отдавать банкам и разоришься в конце-концов, — заявил Галяутдинов.
Здесь надо отметить, что «Август-Агро» в настоящий момент строит еще один элеватор в Бугульме. Новый комплекс по своим характеристикам почти не отличается от свияжского аналога. Однако он ощутимо дороже и обойдется компании в 4,2 млрд рублей (против 2,8 млрд за «Свияжск-зернопродукт»). Более того, элеватор на Волге пользуется преференциями особой экономической зоны и мультимодального логистического центра. Здесь налажена транспортная инфраструктура, проложены инженерные сети, ВЭБ выдал компании льготный кредит и, наконец, есть определенные налоговые поблажки. В Бугульме ничего этого нет. Нет доступа и к водным путям сообщения. Все грузы будут отправляться железной дорогой. Тем не менее, компания не отказывается от реализации проекта и твердо намерена запустить его к началу следующей уборочной компании.
— У Бугульминского элеватора потенциал больше. Бугульма граничит Башкирией, Екатеринбургом, Самарой. Татарстан сам по себе в той части много зерна сеет, — объяснил такую настойчивость Галяутдинов.
По его словам, срок окупаемости такого элеваторного комплекса может достигать 15 лет. В условиях высокой ключевой ставки этот проект трудно назвать особенно ликвидным.