Ведомства обсуждают корректировку НДПИ на сырье для удобрений и акциза на газ с привязкой к ценам экспорта
Профильные министерства готовы скорректировать формулу расчета НДПИ на сырье для минеральных удобрений, а также параметры акциза на газ для производителей аммиака, рассказали "Интерфаксу" три источника, знакомые с ходом обсуждения готовящихся изменений в налоговое законодательство.
о их данным, в результате диалога с бизнесом формула расчета НДПИ на калийную и фосфатную руду была полностью изменена, но при этом общая сумма поступлений от НДПИ и акциза на газ с отрасли с 2025 года должна остаться на уровне, ранее запланированном ведомствами. Речь идет о сумме около 90 млрд рублей в год, говорит один из собеседников агентства. Другой источник утверждает, что это оценка Минэкономразвития, а цифры Минфина несколько отличаются.
В новой формуле НДПИ нет фиксированного рентного коэффициента, но вводятся коэффициенты, привязанные к экспортным котировкам сырья (для калия - на FOB Балтика, для фосфатной руды - на FOB Марокко) и учитывающие процент содержания полезного вещества в добытой руде, описывают изменения собеседники агентства. Эти слагаемые умножаются на базовую ставку - 3% для калийной руды и 4% для фосфатов.
При этом предусмотрена надбавка к НДПИ, которая "включается" при цене калия выше $300 за тонну и фосфатной руды - выше $200 за тонну. От превышения этой цены НДПИ предлагается взимать по ставке 7% для калийной и 12% для фосфатной руды.
Для акциза на газ, закупаемый для производства аммиака, также предлагается ввести формулу, привязанную к экспортным котировкам карбамида на Балтике (вместо фиксированной ставки из предыдущей версии налоговых поправок), говорят источники "Интерфакса". Это значение в базовом варианте умножается на ставку 6,5%, а от превышения цены в $300 за тонну предусмотрена надбавка к НДПИ, взимаемая по ставке 12%.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрит поправки ко второму чтению законопроекта по совершенствованию налоговой системы в понедельник, 1 июля. Второе чтение законопроекта запланировано на 4 июля.
В начале июня правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривали введение с 1 января 2025 года акциза на газ для производства аммиака в размере 2400 руб. за 1 тыс. кубометров, а также повышение НДПИ на сырье для производства удобрений. Для калийной руды предлагалось установить рентный коэффициент в размере 8,8, для фосфатов - повысить его более чем в 2 раза - с 7 до 15,5.
Как и ранее, в отдельную группу была выделена руда, добываемая Ковдорским ГОКом "ЕвроХима" (OKPO code: 17902379) (он производит не только апатитовый, но также железорудный и бадделеитовый концентрат). Для нее ставки НДПИ предлагалось повысить следующим образом: для апатит-штафелитовых руд - с 82 до 90 руб. за тонну, апатит-магнетитовых руд - с 207 до 218 руб. за тонну, маложелезистых апатитовых руд - со 132 до 145 рублей на тонну.
В новой версии поправок для этих видов руды вводится формула, аналогичная формуле для остального фосфатного сырья, уточнил один из собеседников "Интерфакса".
За счет роста НДПИ с отрасли минудобрений планировалось ежегодно собирать дополнительные 25,2 млрд рублей, за счет акциза на газ - еще 43,4 млрд рублей, говорилось в материалах к законопроекту.
В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) отказались комментировать дискуссию вокруг налогов для отрасли. Ранее глава ассоциации Андрей Гурьев, комментируя подготовленную к первому чтению версию налоговых поправок, отмечал, что на текущий момент НДПИ "составляет 28% от себестоимости добытой руды и является одним из самых высоких в мире для производителей фосфатного сырья".
"Рост налога на добычу полезных ископаемых более чем в 2 раза для производителей апатитового концентрата крайне негативно сказывается на разработке новых месторождений горнорудной базы. Уже существующий высокий НДПИ негативно влияет на развитие рудно-сырьевой базы и на принятие инвестиционных решений по новым горно-капитальным проектам", - говорил он.
"Очень важно, чтобы очередное повышение НДПИ было сбалансировано отменой курсовой экспортной пошлины", - заявлял Гурьев.
Комментируя модернизацию налоговой системы, он говорил, что необходим "абсолютно четкий Налоговый кодекс с горизонтом инвестиционного планирования минимум шесть лет".
В свою очередь, генеральный директор МХК "ЕвроХим" Олег Ширяев отмечал, что инициатива с введением акциза на газ серьезно влияет на окупаемость новых проектов по производству аммиака. "Я уже не говорю про акциз, который появился и совсем смешал карты, и на данный момент у нас многие модели перестали "считаться", - говорил он, выступая на ПМЭФ-2024. Речь, в частности, про новый завод аммиака и карбамида в Кингисеппе, который компания планирует ввести в 2025 году.
Бенефициар ГК "Азот" Роман Троценко, выступая на форуме, говорил, что введение акциза на газ для производства аммиака должно быть временной мерой. "Переход к акцизу мы видим как временную меру. Мы считаем, что правильной мерой было бы налогообложение в виде налога на прибыль с инвестиционным вычетом, когда инвесторы были бы заинтересованы вкладывать как можно больше прибыли в данные проекты и иметь потом возможность часть понесенных инвестиций, допустим, половину, вычесть из будущего налога на прибыль", - отмечал Троценко