Запрет экспорта бензина позволит избежать топливных кризисов и сдержать цены — эксперты
Риски могут создать реэкспорт и затоваривание
Решение правительства о временном запрете экспорта бензина из России снимет риски дефицита и обеспечит резерв топлива для летне-осеннего периода, считают эксперты.
О соответствующем решении кабмина стало известно ранее во вторник. В пресс-службе правительства ТАСС сообщили, что запрет экспорта будет действовать с 1 марта и продлится полгода, чтобы нивелировать рост спроса в весенний и летний периоды. Еще одной мерой может стать увеличение норматива продаж дизеля на бирже до 16%.
Решение о запрете экспорта нужно, чтобы компенсировать рост спроса в период летних отпусков и полевых работ, а также во время плановых ремонтов НПЗ. Ограничение не будет распространено на страны ЕАЭС, а также Южную Осетию, Абхазию, Монголию и Узбекистан.
Плюсы...
«Мне кажется, это решение как раз иллюстрируют пословицу про „телегу — зимой“. Правительство готовится к проблемам на топливном рынке загодя, переходя от реактивных к проактивным действиям. Я думаю, что для рынка и для потребителей — это хорошее решение, особенно учитывая, что лето в Европе и Северной Африке будет непростым из-за проблем с логистикой в Красном море, что приведет к росту цен на бензин в Европе и Африке», — сказал ТАСС заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что запретом экспорта правительство предотвращает возможность возникновения дефицита на внутреннем рынке во время периода высокого спроса.
«Есть смысл вводить подобный запрет. Мы производим сейчас бензина столько, сколько потребляем в среднем. С началом автомобильного сезона спрос возрастет. Любая партия на экспорт будет означать дефицит предложения на внутреннем рынке. Поэтому правительство и закрывает экспорт», — сказал Юшков РИА Новости.
По его словам, Россия традиционно экспортировала всего около 10% от произведенного бензина, большая часть предназначалась для внутреннего спроса. Сейчас же из-за внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах излишков топлива для экспорта не остается.
«Правительство здесь убирает саму возможность возникновения дефицита. Если предыдущий запрет на экспорт бензина и дизеля был попыткой погасить кризис, то здесь — предотвратить его», — считает эксперт.
...и нюансы
Зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев считает, что эта мера все же сопряжена с рядом рисков. Так, страны Евразийского экономического союза, не подпавшие под запрет экспорта, могут реэкспортировать российский бензин, предназначенный для их внутреннего потребления, сказал он ТАСС.
Кондратьев согласился, что влияние на отрасль может быть негативным и в будущем создаст серьезные проблемы, так как правительство более 20 лет не прибегало к прямым ограничениям экспорта.
«Если это станет постоянным решением, то для отрасли [такая мера] может создать серьезные проблемы в будущем», — сказал он.
Летом 2023 года аграрии России столкнулись с нехваткой летнего дизельного топлива и ростом цен на него. По информации Минсельхоза РФ, с начала августа к 21 сентября 2023 года цена 1 тонны дизтоплива выросла на 25 тыс. рублей. Правительство РФ поручило нефтяным компания нарастить производство зимнего дизеля, а 21 сентября ввело запрет на экспорт нефтепродуктов. Запрет на экспорт товарных бензинов был снят с 17 ноября, летнего дизеля — с 22 ноября, а эмбарго по зимнему дизелю не отменялось.