Перевалка грузов через морпорты Казахстана увеличилась на 10% за счет экспорта в Европу
За 11 месяцев объем перевозок через морские порты Казахстана составил 6,5 млн тонн, что на 10% больше показателя прошлого года. В настоящее время преобладают экспортные перевозки казахстанских грузов в направлении европейских стран, сообщил министр транспорта Марат Карабаев на заседании правительства.
Он уточнил, что общая пропускная способность морских портов Актау и Курык сегодня составляет 21 млн тонн. Они обеспечивают перевалку нефтеналивных, зерновых и других грузов. Торговый флот состоит из 20 судов, куда входят танкеры, сухогрузы и контейнеровозы.
Что касается Транскаспийского международного транспортного маршрута, по сравнению с 2022 годом объем перевозок по нему увеличился в 2 раза и составил 2,5 млн тонн. В том числе в 3 раза увеличился экспорт казахстанской продукции по ТМТМ. Вместе с тем отмечается увеличение и импортного грузопотока – это показывает заинтересованность европейских компаний в данном маршруте, отметил глава Минтранса РК.
«Главой государства поставлена задача увеличить объемы перевозок по ТМТМ в 5 раз. Для этого с Азербайджаном, Грузией и Турцией подписана Доркарта, в соответствии с которой каждой страной принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры. Совместно с казахстанскими экспортерами и крупными международными транспортно-логистическими компаниями, такими как Maersk, Cosco Shipping и PSA, проводится анализ грузовой базы, потенциально ориентированной на маршрут. В результате мы сможем увидеть полную картину по загрузке ТМТМ на следующие 5 лет», – сообщил министр.
По информации министра, со следующего года будет начато строительство контейнерного хаба в порту Актау. С портом Ляньюньган уже подписано соответствующее соглашение. ТЭО проекта будет готово в апреле 2024 года. В порту Курык в этом году завершено строительство зерновых терминалов. Также в порту будут построены терминалы для генеральных грузов и перевалки «зеленого водорода».
Для развития смежной железнодорожной инфраструктуры к морским портам планируется строительство 404 км вторых путей на ЖД-участках «Бейнеу - Мангыстау», «Жарык – Сексеул» и «Шалкар – Курык». Мероприятия уже включены в утвержденный план по модернизации магистральной железнодорожной сети до 2030 года. Также будут построены дополнительные пути к терминалам порта Актау.