В Новосибирске обсудили перспективы развития зернопроводящей инфраструктуры
В Новосибирске 8 ноября состоялась рабочая встреча заместителя директора ФГБУ «Центр оценки качества зерна», директора Алтайского филиала Марии Шостак и генерального директора Производственно-экспортной компании «ЭПТ», лидера Программы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карена Овсепян. Участники встречи обменялись ожиданиями о предстоящих глобальных сибирских проектах в сфере производства зерна, развития зернопроводящей инфраструктуры, логистики и непосредственно экспорта зерна из России в Китай.
– Самая хорошая зернопереработка в стране производится в Алтайском крае, – отметила Мария Шостак. – Наша продукция стала пользоваться достойным спросом за рубежом. Во всех сибирских регионах сейчас на первом месте по объемам закупок среди 41 страны-импортера российского зерна лидирует Китай. В цифровом выражении за 4 месяца экспорт в КНР вырос в 6 раз по сравнению с предыдущим годом и составляет сейчас рекордные 646 тыс. тонн. В минувшем сезоне в Китай отгрузили зерна и продуктов его переработки из Новосибирска – более чем в 6 раз, из Алтая – более чем в 7 раз, из Омска – более чем в 5 раз.
Сибирский экспорт в этом сельскохозяйственном сезоне уже показал значительное переориентирование на Китай. Несмотря на трудные погодные условия, сопровождавшие уборку урожая этой осенью в Сибири, экспорт зерна из федерального округа превысил предыдущий рекорд на 200 тыс. тонн и составил 1,3 млн тонн.
– Первые контакты и заинтересованность Китая в российском зерновом коридоре появились еще в 2012 году, и с тех пор шел последовательный процесс сближения позиций и развития, – заявил Карен Овсепян. – В 2014 году в рамках визита высокопоставленной китайской делегации в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации китайская сторона заявила о необходимости целевого строительства в России современных элеваторов с единовременным хранения около 70 млн тонн, чтобы мы могли обеспечить долгосрочные потребности рынка КНР. На тот момент было сложно представить, что подобные планы выполнимы. На сегодняшний день у нас в Стратегии развития ГК «НСЗК» и плане программы «Новый сухопутный зерновой коридор» заложено увеличение производства и создание инфраструктуры для поставок 29 млн тонн в год к 2035 году. А благодаря подписанному в Пекине в рамках юбилейного форма «Один пояс – один путь» 12-тилетнему контракту цели становятся понятным планом. Но главное – это то, что ГК «НСЗК» создает механизмы, которые должны запустить зерновую экосистему с вовлечением широкого круга участников.
Для сибирских аграриев вопрос логистики актуальный. Алтайским фермерам с точки зрения расстояния отправлять зерно – и до Черного моря, и до Китая одинаково 3-4 тыс. км. Однако запланированное строительство сети линейных элеваторов вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали станет решающим фактором в этом вопросе.
– ГК «НСЗК» разработала и сертифицировала для международных перевозок специальный контейнер-зерновоз с люками для верхней загрузки и нижней выгрузки зерна. Эти отсеки герметично закрываются для перевозки зерна, а после его выгрузки получается обычный контейнер для широкой номенклатуры грузов, – добавил Карен Александрович. – Таким образом, мы не перевозим в одну сторону воздух, избегая тем самым огромных финансовых издержек. Помимо этого, мы создали технологию обработки пищевых поверхностей сертифицированным раствором, который не требует смывания, мобильную станцию подготовки транспортных средств. Все это уже существует и готово к эксплуатации в рамках логистической концепции «Зерно +». Уже в ноябре мы начнем поставки в Китай по данной технологии и планомерно доведем их до 8 млн тонн зерна.
Инициатива «Новый сухопутный зерновой коридор» предполагает, помимо хаба на границе с Китаем в виде Забайкальского зернового терминала, строительство сети линейных элеваторов вдоль Транссибирской магистрали. Так, уже согласовано строительство в Бийске (Алтайский край), Белово (Кемеровская область), Тюмени, Кургане и Омске.
ФГБУ «Центр оценки качества зерна» – подведомственное учреждение Россельхознадзора, в состав которого входят: 20 филиалов и 24 испытательные лаборатории в основных зернопроизводящих регионах Российской Федерации, морских портах и погранпереходах. Сотрудничество Учреждения и «НСЗК», а также размещение структурного подразделения ФГБУ «Центр оценки качества зерна» в Забайкальском зерновом терминале позволит ускорить логистику и обеспечит прохождение всех необходимых исследований в режиме «Одного окна» непосредственно на территории сухопутного зернового коридора.