Александр Двойных: Меры по предотвращению роста цен на топливо в период полевых работ должны быть более жесткими
Необходимы более жесткие меры, чтобы предотвращать возможную нестабильность на рынке топлива в период активных полевых работ. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных в ходе пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
В последние годы Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с Минсельхозом, Минэнерго и ФАС вели системную работу по анализу ситуации на рынке топлива, определению потребности в ГСМ для аграриев и предупреждению спекулятивной составляющей. «В этом году она не сработала, — сказал Александр Двойных. — «В целом ряде регионов в разгар уборочной кампании мы фиксировали и дефицит ГСМ, и достаточно серьезный рост цен».
Особенно быстро росли цены на дизельное топливо. По данным мониторинга Зерно Он-Лайн, в Краснодарском крае, крупнейшем зернопроизводящем регионе России, средняя оптовая цена дизеля в середине сентябре поднялась до 95 500 руб. за тонну, хотя в конце августа она не превышала 79 700 руб. за тонну.
«В первую очередь это было связано с изменением курса национальной валюты и желанием целого ряда игроков увеличить экспортную валютную выручку, — считает сенатор. — «Вторая причина — достаточно большой объем «серого» экспорта. Кроме того, на цены повлиял одномоментный выход целого ряда нефтеперерабатывающих предприятий на профилактический ремонт».
Меры, которые были приняты для ограничения экспорта дизельного топлива и бензина были абсолютно правильны, уверен Александр Двойных. «Возможно, их надо было принимать раньше», — добавил он.
«Мы фиксируем двойную несправедливость в отношении наших сельхозпроизводителей, в первую очередь растениеводов. В связи с квотированием экспорта и вывозными пошлинами внутренние цены на зерно в последние годы держатся на достаточно низких значениях, что благотворно для конечных потребителей. Но при этом продажные цены зерна зачастую близки к себестоимости», — сказал Двойных. — «И в этот сложный период, когда цены на зерно были низкие, целый ряд топливных компаний повел себя непорядочно, начав активный экспорт в период осенних полевых работ. Я уверен, что выводы будут сделаны. Решения должны быть более жесткими, чтобы избежать аналогичных ситуаций в следующем периоде», — считает он.
Сейчас цены на топливо в основных зернопроизводящих регионах снижаются благодаря ранее принятым правительством России мерам. 21 сентября власти ввели временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива, а 6 октября утвердили долгосрочные меры для стабилизации топливного рынка страны. В частности, было принято решение восстановить с 1 октября выплаты по топливному демпферу. Также были сняты ограничения на экспорт дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые не менее половины произведенного топлива поставляют на внутренний рынок. Кроме того, производители теперь должны продавать на биржевых торгах 15% от общего объема производства бензина пятого класса и 12,5% дизеля (ранее 13% и 9,5%). Это позволит повысить гарантированный объем предложения топлива и увеличить долю сделок на конкурентных условиях. Для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была повышена с 20 тыс. до 50 тыс. рублей за тонну.