Казахстан рискует потерять объем перевозок зерна на Среднюю Азию в новом сезоне
Доля экспорта казахстанского зерна в страны Средней Азии и Афганистан составила 72%. Как заявил агентству «АПК Новости» Президент АО «Астық Транс» Санжар Елюбаев, это достаточно критично для казахстанского экспорта, поскольку создает зависимость трейдеров от покупателей. Между тем, с сентября сократились отгрузки зерна в Китай.
Что касается европейских рынков, казахстанское зерно имеет там потенциал, однако при условии создания альтернативных маршрутов через Азербайджан, Грузию.
«Основную доминирующую роль в экспортном направлении зерна занимает Средняя Азия. Мы видим рост в этом направлении, а также в Китай и страны Европы», - сообщил Санжар Елюбаев.
Погрузка в РФ, Иран снижается год от года по понятным причинам, Грузия и Азербайджан также не показывают стабильности, тут, по мнению эксперта, немаловажную роль играет ценовая конкуренция.
«Если рассматривать основные растущие направления, которые могут сыграть важную роль в предстоящем сезоне, можно отметить, что доля экспорта в Страны Средней Азии и Афганистан в прошлом году составила 72% от общих экспортных перевозок. Это достаточно критично для казахстанского экспорта, поскольку создает зависимость трейдеров от покупателей. Рынок Средней Азии растущий, потребление зерновых и масличных культур увеличивается, поскольку растет численность населения, однако покупательская способность в данном регионе ограничена.
Поэтому есть риски усиления конкуренции на среднеазиатском рынке в случае административных вмешательств – это ручное регулирование транзита зерна, в ущерб экспорту, снижение транзитных ставок до экспортных в рамках ЕАЭС, вступление Узбекистана в ЕАЭС», - сообщил собеседник агентства.
По его словам, в новом сезоне возможности экспорта будут регулироваться возможностями железнодорожных администраций Казахстана и Узбекистана. Не секрет, что «узкое горлышко» Сарыагашского узла может ограничить возможности экспорта.
Экспорт в КНР в 2023 году стал настоящим прорывом для казахстанского зерна. Данное направление очень удобно для трейдеров, однако возможности инфраструктуры также не позволяют существенно нарастить туда перевозки.
«Так за 8 месяцев 2023 года направлено в Китай более миллиона тонн зерна, из них 63% контейнерами. Но уже с сентября темпы погрузки резко снизились, поскольку китайская сторона не успевает принимать контейнерные поезда. Перевозки вагонами также снизились с 2 маршрутов в сутки до одного. Необходимо отметить, что в силу разной стоимости транспортировки, грузы, перевозимые в вагонах и контейнерах, существенно отличаются. Так зерновозами и крытыми вагонами перевозится в основном пшеница, в контейнерах в основном масличные культуры. Поэтому для планомерного развития экспорта необходимо сохранять перевозки как в вагонах, так и в контейнерах», - сказал Санжар Елюбаев.
В компании «Астық Транс» считают, что необходимо продлить возможность погрузки в контейнера со всех станций, с утверждением графика приведения мест погрузки в соответствие нормативным документам. Это позволит сохранить позиции Казахстана на китайском рынке, тем более объем экспорта масличных культур ограничен.
Экспорт в порты Азово-Черноморского бассейна, порты Балтики, Беларусь с дальнейшим экспортом в страны Европы показывает стабильный рост в последние годы. Однако данное направление отличается высоким оборотом вагонов, простоями в портах, и геополитическими рисками.
«То есть, казахстанское зерно имеет потенциал на европейских рынках, однако при условии создания альтернативных маршрутов через Азербайджан, Грузию имело бы шансы существенного развития. Кроме того, мы видим, что основной объем перевозок – это пшеница, основной экспортный продукт Казахстана», - отметил эксперт.
Также Санжар Елюбаев обратил внимание на такие важные в текущем сезоне направления, как транзит и импорт.
Ограничение импорта в пользу транзита фактически работает на потерю своей доли казахстанского зерна.
Увеличение транзита российского зерна на рынки Средней Азии фактически приучает наших клиентов к более дешевому зерну, что в условиях жесткой ценовой конкуренции и низкого качества нового урожая Казахстана будет работать против нас.
«Мы рискуем потерять в новом сезоне объемы перевозок на Среднюю Азию, необходимо обеспечивать импортные перевозки в полном объеме», - считает глава компании.