В новосибирском Минсельхозе спрогнозировали урожай зерновых
3 октября 2023 14:15
Министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко во время оперативного совещания регионального правительства сообщил о низких темпах уборки урожая на прошедшей неделе из-за погодных условий.
«По состоянию на 1 октября скошено зерновых и зернобобовых культур 780 тыс. га, обмолочено 731 тыс. га. Это 47% от уборочной площади. Валовой сбор — 1,23 млн тонн при текущей урожайности 16,8 центнера с га. Убрано технических культур — 60 тыс. га, валовый сбор — 82 тыс. тонн при урожайности 14 центнеров с га», — заявил Лещенко.
Он добавил, что уборка урожая идет в графике 2018 года. Наиболее высокие темпы уборочной кампании — в Коченевском, Колыванском, Маслянинском и Черепановском районах.
В региональном Минсельхозе рассказали РБК Новосибирск, что в этом году ожидают валовый сбор зерновых и зернобобовых культур с учетом рефакции (уменьшения веса партии зерна на поврежденную или непригодную его часть) на уровне 2,17 млн тонн при урожайности 13,8 центнера с 1 га. Урожайность технических культур ожидается на уровне 260 тыс. тонн. Об этом РБК Новосибирск рассказали в пресс-службе регионального Минсельхоза.
Генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт», председатель Комиссии по развитию зернового комплекса «Опоры России» Сергей Соколов рассказал РБК Новосибирск, что в этом году в Сибирском федеральном округе прогнозируется снижение валового сбора урожая на 1,5 млн тонн. Годом ранее сибирские аграрии собрали 16 млн тонн урожая.
Рост цен на ГСМ
Заместитель председателя аграрного комитета Заксобрания Новосибирской области Роман Яковлев, комментируя темпы уборочной кампании в регионе в этом году, назвал их низкими. «Не самый лучший показатель, учитывая, что октябрь уже начался. Анализировать итоговые цифры необходимо после завершения уборки урожая, смотреть показатели по всем культурам. Успешность сбора урожая будет зависеть от двух факторов. Первое — погода. Есть еще несколько теплых дней, но потом будет похолодание. Второе — цены на горюче-смазочные материал и запчасти для уборочной техники. Мы видим вопрос по резкому росту ГСМ и видим определенные риски», — высказался парламентарий.
В начале сентября Руководитель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев направил президенту РФ Владимиру Путину письмо в связи с ростом цен на дизельное топливо. По словам перевозчиков, стоимость топлива увеличивается как на оптовом, так и на розничном рынках, изменились и условия его продажи корпоративным клиентам. По мнению Трунаева, все это могло привести к росту цен «практически на все товары в стране».
В середине сентября этого года в ходе заседания аграрного комитета парламента глава Новосибирского УФАС Дмитрий Сухоплюев сообщил, что оптовые цены за 92-й бензин превышают 70 тыс. руб. за тонну, мелкооптовые цены на него же выросла на 62%, на 95-й бензин — на 59%. В целом рост мелкооптовых цен составил 10%. По словам Сухоплюева, самые высокие цены в розницу были зафиксированы в Республиках Тыва и Алтай, Томской и Иркутской областях. «Новосибирск по ценам находится в середине списка», — говорил Сухоплюев.
Среди причин он называл существенный рост оптовых цен. По данным на 15 сентября, был побит рекорд цен на топливо. Он отметил, что в прошлом году фиксировался спад оптового рынка, Европа отказалась от закупки топлива, а сейчас объемы наращиваются, что отражается в повышенном спросе.
Риск роста цен на хлебобулочные изделия
По словам Яковлева, проблемы со сбором урожая могут также привести к росту цен на хлебобулочные изделия. «Предпосылки есть. Очевидно, что уборочная кампания в этом году обойдется аграриям дороже из-за роста цен на топливо. Не факт, что затраты и потери из-за засухи можно будет нивелировать с помощью прошлогодних запасов», — полагает депутат.
Соколов считает, что обоснованных причин для роста цен на хлебобулочные изделия в Сибири нет. «Новосибирская область находится в центре страны. До ближайших портов или пограничных переходов, где можно получить валюту за продукцию, 4 тыс. км и больше, поэтому при среднем прогнозируемом урожае 140 млн тонн с учетом остатков объективных предпосылок для увеличения цен именно в Сибири нет, потому то она не особо уникальна, — высказался Соколов. — Цену может стимулировать улучшение транспортной логистики в восточном направлении через погранпереходы Забайкальска, Гродеково, Наушки. Если там улучшится движение транспорта и товара, то спрос со стороны Китая такой, что цена может быть справедливой. Для этого нужно стабилизировать движение по железной дороге».