Объем перевозок в вагонах-зерновозах в текущем сезоне может вырасти до 28–29 млн тонн — «Русагротранс»
Загруженность железной дороги тоже увеличивается
Общий объем перевозок зерна по железной дороге в сезоне 2023/24, включая импорт, может достигнуть 28–29 млн тонн. Такой прогноз в интервью «Аргус» дал управляющий директор компании «Русагротранс» Алексей Барбариуш.
«Россия вышла на качественно новый уровень урожая благодаря усилиям всех участников рынка и государства. Общий объем перевозок в вагонах-зерновозах в этом сезоне, включая импорт, может вырасти на 1,6 млн тонн, по нашим прогнозам, до 28–29 млн тонн против 25,9 млн тонн в прошлом сезоне. Основание — продолжающийся рост поставок в Черноморский регион. Если в прошлом сезоне сюда было перевезено 12,4 млн тонн, то в 2023/2024 сезоне ждем 15 млн тонн», — сказал он.
По словам Барбариуша, увеличение поставок зерна ожидается и через порты Балтийского моря — до 3,5 млн тонн против 2,2 млн тонн в сезоне 2022/23. Этому будет способствовать начало работы с зерном терминала «Порт Высоцкий» в Ленинградской области. В «Русагротрансе» ожидают, что этот терминал будет переваливать 3,0–3,5 млн тонн зерна в год (проектная мощность — 4 млн тонн зерна).
Барбариуш отмечает, что за первое полугодие 2023 года перевозки аграрных грузов достигли рекордного за последние 11 лет показателя — 7,9 млн тонн. При этом он подчеркнул, что транспортные пути в массовых направлениях экспорта российского зерна перегружены.
«За первое полугодие 2023 года ухудшилась средняя оборачиваемость вагонов при перевозках в адрес глубоководных портов Черного моря — примерно на 40%, с 19 до 27 суток. И до конца года мы не ожидаем улучшения ситуации с движением на юге», — сказал он.
Причина сложившейся ситуации — глобальные изменения на рынках сбыта, которые произошли в 2022 году. Поставщики переориентируются с экспорта товаров в Европу на другие направления, а альтернатив Северо-Западному бассейну не так много.
Проблему создает и рост числа вагонов-зерновозов на сети РЖД, что провоцирует еще большее замедление темпов движения.
«Если брать парк „Русагротранса“, среднесуточное количество отставленных от движения вагонов с зерном на сети в первом полугодии достигло 1 725 вагонов против 655 в первой половине 2022 года, рост в 2,6 раза. Простаивающие в ожидании выгрузки вагоны создают «пробки» и еще больше снижают пропускную способность железнодорожной инфраструктуры», — констатирует Барбариуш.
В «Русагротрансе» прогнозируют, что оборот вагонов в южном направлении, в том числе в сторону портов Новороссийска, будет ухудшаться, несмотря на рост объемов перевозок.
«За январь—август 2023 года мы отправили 1 640 груженых и порожних маршрутных поездов против 910 за весь 2022 год. По году ожидаем роста этого показателя примерно в три раза», — сказал Барбариуш.