Инвесторов берут на порт. Власти готовы предоставить 28 га земли для ОЭЗ в затоне Волги на Бору
Областной совет по имущественным и земельным отношениям одобрил предоставление крупной территории в затоне Волги для создания особой экономической зоны (ОЭЗ) с зерновым терминалом. В создание будущего грузового хаба на реке АО «Корпорация развития Нижегородской области» обещает вложить 8,4 млрд руб. В перспективе там могут появиться производственные здания площадью 30 тыс. кв. м, железнодорожные и автомобильные подъездные пути для инвесторов в сфере логистики и портовой деятельности. Общая стоимость портовой ОЭЗ с учетом вложений будущих резидентов оценивалась в 16 млрд руб. Заявку на получение статуса экономической зоны Нижегородская область направит в правительство РФ в первом квартале 2024 года.
Корпорации развития Нижегородской области одобрили возможность получения в аренду без торгов территории площадью 28 га в районе волжского грузового порта на Бору. Такое решение в четверг принял совет по имущественным и земельным отношениям при областном правительстве. Территория в затоне Волги возле завода «Нижегородский теплоход» и Борского силикатного завода, имеющая грунтовые дороги и железнодорожную ветку, запрошена региональной госкомпанией для создания портовой особой экономической зоны.
Как рассказывал «Ъ-Приволжье», проект ОЭЗ с речным грузовым терминалом региональное правительство в августе представляло министру экономического развития Максиму Решетникову, а в октябре с этими планами ознакомили первого вице-премьера Андрея Белоусова. Предполагается, что за счет создания хаба речные грузоперевозки вырастут до 4 млн т в год, а компании в ОЭЗ привлекут льготой в 2% по налогу на прибыль в течение десяти лет, нулевыми ставками таможенных пошлин и НДС. Изначально проект ОЭЗ включал в себя три порта в Дзержинске, Кстове и на Бору, затем корпорация решила сосредоточиться на единственной территории в затоне Волги.
Генеральный директор АО Игорь Ищенко объяснял такое решение экономией и наличием на участке рядом с «Нижегородским теплоходом» необходимой инфраструктуры, а также близостью к железнодорожному узлу и автомобильным развязкам.
Представители корпорации на заседании совета рассказали, что готовят для будущей ОЭЗ строительство инженерной и транспортной инфраструктуры.
Инвестиции в площадку оцениваются в 8,4 млрд руб., министерство градостроительного развития и агломераций Нижегородской области оценило необходимые вложения в 9,7 млрд руб.
В частности, для будущих резидентов планируется возвести десять производственных корпусов площадью 30 тыс. кв. м, в которых смогут разместиться компании, связанные с портовой деятельностью и железной дорогой, отметили представители госкомпании. Судя по презентации, ОЭЗ будет представлять собой крупный мультимодальный транспортно-логистический хаб с причальной инфраструктурой и портовыми кранами.
В частности, на ее территории планируется построить контейнерный терминал и зерновые элеваторы для перевалки сельхозпродукции, складские корпуса и реконструировать причальную инфраструктуру. Ранее Игорь Ищенко отмечал, что связанные с рекой предприятия, например завод «Нижегородский теплоход», который может стать одним из основных инвесторов, готовы вкладывать в модернизацию своих объектов. Будущими резидентами в корпорации видят и логистические компании.
Общий объем инвестиций в портовую ОЭЗ в корпорации оценивали в 16 млрд руб. Там не уточнили, за счет каких именно средств планируется обеспечить территорию необходимой инфраструктурой: возможно, АО планирует запрашивать бюджетные субсидии или привлекать инфраструктурный госкредит. По словам представителей корпорации, из общей суммы инвестиций в виде частных инвестиций они ожидают около 7 млрд руб..
Предполагается, что инфраструктура для ОЭЗ будет построена в течение пяти с половиной лет. Заявка в Минэкономразвития РФ для получения статуса особой экономической зоны пока находится в стадии формирования, ее обещают направить в первом квартале 2024 года.
Чтобы заявка была рассмотрена, Нижегородская область должна подкрепить ее наличием инфраструктуры для создания ОЭЗ. Для этого регион попросил Росимущество передать причальные стенки из федеральной собственности в областную.
Оформление земельного участка для проекта корпорации также потребует корректировки правил застройки и землепользования Бора: в их действующей редакции учтены не все заявленные объекты, которые планируется построить в портовой зоне. Тем не менее министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов попросил членов совета поддержать проект, который является знаковым для региона и «расшивает множество логистических вопросов».
В правительстве рассчитывают, что благодаря портовой ОЭЗ прирост ВРП Нижегородской области составит 1% в год (около 1,3 млрд руб). В числе потенциальных инвесторов называются транспортные, железнодорожные и судоходные компании.
Также резидентами портовой ОЭЗ могут стать предприятия металлообработки, производители контейнеров и судостроители. В комитете по экономике заксобрания отмечали, что реализация этого масштабного проекта позволит региону эффективно экспортировать урожай зерна, который в последние годы бьет рекорды, но не хватает мощностей для его хранения. Руководитель холдинговой компании «Логопром» Андрей Иванов заметил, что если корпорации удастся создать ОЭЗ, для экономики региона это будет очень серьезный успех: «как возрождение Нижегородской ярмарки, только на реке».
Однако инициаторам проекта придется решать сложный вопрос с недостаточными глубинами у существующей причальной стенки, с крупными судами она нормально может работать только во время половодья, добавил эксперт.