Проблемы с экспортом зерна приведут к падению цен на пшеницу в Казахстане
Коллапс экспорта пшеницы из страны в разгар уборочной компании приведет к падению цен на зерно. Об этом предупреждают эксперты: в случает остановки стабильных экспортных отгрузок, на рынке просто не останется покупателей. А переизбыток предложения обязательно начнет давить на цены.
Не успел начаться новый аграрный сезон, как зернотрейдеры и мукомолы Казахстана столкнулись с уже традиционными осенними проблемами по отгрузке зерна. Причем, это касается как перевозок внутри страны, так и экспортных.
"Вагоны простаивают, штрафы капают, простои начисляются, контракты срываются!" - прокомментировала сложившуюся ситуацию Таисия Колегова, вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана.
Как пояснила компания КТЖ-грузовые перевозки, зернотрейдерами и мукомолами на сентябрь заявлены очень большие основные планы перевозок - 765 тонн в сутки, или 2,3 млн тонн за месяц. Это при том, что максимально возможным объемом экспорта с учетом пропускной способности железнодорожной инфраструктуры считаются 1-1,2 млн тонн в месяц.
Но это только полбеды, ведь плюсом к основному плану, трейдеры и мукомолы подают и дополнительные планы.
Понимая, что она не имеет возможности выполнить даже основной план, компания КТЖ-ГП приостановила согласование дополнительных планов на период с 1 по 10 сентября. Именно это и вызвало бурю возмущений грузоотправителей.
- На прошлой неделе было совещание с участием КТЖ в СКО, - напомнила Таисия Колегова. - Я задала вопрос , будет ли ограничение дополнительных планов. Меня заверили - нет. Пояснили, что на железной дороге проблем нет никаких, участки частично отремонтировали например, Карагандинское отделение, локомотивы приобрели новые и ввели их в эксплуатацию. Но прошла неделя - и мы видим совсем другую ситуацию. И это - в начале сезона. Какая сейчас может быть усиленная нагрузка на инфраструктуру? Наша компания вообще впервые заявилась с июля. Всего 15 вагонов муки нужно отгрузить муки на экспорт, а такая проблема, что как будто 50! А что тогда будет на пике сезонного спроса на перевозку?
В ответ на это компания КТЖ-ГП пояснила, что в последние дни августа в двух крупных зерносеющих регионах, Акмолинской и Костанайской областях, произошла массовая погрузка зерна в направлении Средней Азии. Это привело к сверхнормативной нагрузке на железнодорожную инфраструктуру и вызвало скопление 7 тыс. груженных вагонов на станции Сарыагаш. В этой связи компания сосредоточила все усилия на том, чтобы вывезти уже груженные вагоны со станции. Для этого были проведены переговоры с узбекской стороной об увеличении числа принимаемых вагонов.
Компания КТЖ-ГП уверяет экспортеров, что при улучшении ситуации все заявки на дополнительные планы будут рассмотрены - но только после 10 сентября.
Однако, такой вариант трейдеров и мукомолов не устраивает, поскольку каждый день выливается в огромные убытки. Например, грузоотправители вынуждены оплачивать простои вагонов из расчета 25 тыс. тенге/сутки. Но главное - горят контракты, и Казахстан теряет репутацию надежного партнера.
Замедление экспорта прямым образом отражается на фермерах Казахстана. Ведь пока трейдеры и мукомолы не реализуют уже закупленное зерно (либо продукты его перемола), они не выйдут на рынок за новыми покупками.
- Уборка и так тяжёлая для фермеров по причине сложных погодных условий, и тут новые проблемы, - резюмировала Таисия Колегова. - Нам, мукомолам, нужны деньги в обороте, чтобы быть в рынке, а мы не можем согласовать план и отгрузить товар, чтобы получить выручку и направить в дело. Не будет денег у нас, мы не сможем у крестьян закупить зерно, и оно будет гнить от повышенной влажности. Поэтому, чем быстрее будет грузооборот, тем лучше каждый из нас будет работать и вытягивать других участников рынка из сложной ситуации.
При этом грузоотправители уверены, что задержка с утверждением дополнительных планов приведет лишь к тому, что теперь каждый будет заявлять к перевозке максимальные объемы. Это лишь усугубит неразбериху в организации транспортировки зерна и продуктов перемола. Эксперты считают, что и настоящий момент основной план наполовину - заявленные "на всякий случай" объемы, которые к перевозке предъявлены не будут. На этом основании они и просят начать уже сейчас утверждение дополнительных планов, которые как раз и реальны - большая часть этих грузов уже находится в вагонах и ждет отправки.