В НАПМК предлагают поменять механизм распределения планов при экспорте масел в направлении КНР
Существующая система распределения планов на экспорт растительных масел из Казахстана в Китай неэффективна. Об этом заявил коммерческий директор ТОО «Qazaq Astyq Group» Александр Буженица в ходе пресс-конференции Национальной ассоциации переработчиков масличных культур (НАПМК).
Он уточнил, что на сегодняшний день для отгрузки цистерн в направлении Китая подаются завышенные планы (при этом некоторые компании подают заявки, не имея товара или покупателя). Большие заявленные объемы превышают возможности приемки на погранпереходе Достык-Алашанькоу, в связи с чем представители КТЖ в ручном режиме уменьшают количество вагонов от каждой компании. В результате добросовестные экспортеры, у которых есть в наличии товар и покупатели, не могут отгрузить свой объем, а те компании, которые просто подали планы, забирают слоты, при этом не делая отгрузки.
«Зачастую эти планы оттягиваются на себя не производителями, а трейдерами-спекулянтами, а честные переработчики терпят убытки», - отметил коммерческий директор Qazaq Astyq Group.
А.Буженица привел данные КТЖ, согласно которым с января по май т.г. были согласованы планы на 38% цистерн (2680) из всего заявленного объема (7071). В итоге было погружено всего 30% цистерн с маслом (803).
Еще одна проблема – КТЖ зачастую отдает приоритет более выгодным транзитным перевозкам.
Кроме того, развитию отрасли мешает отсутствие приоритетности по выдаче вагонов (со стороны «Казтемиртранс») и согласования планов на перевозку подсолнечного масла, шрота/жмыха для казахстанских птицефабрик и животноводства на внутреннем рынке Казахстана в межсезонье.
«Такие товары, как уголь, руду, зерно, пропускают оперативно, а масложировую продукцию ограничивают. У всех отраслей должен быть одинаковый доступ», - подчеркнули переработчики.
Чтобы решить данные проблемы, НАПМК предложила объективно распределять планы на экспорт растительных масел в направлении КНР, согласовывать планы для внутренних перевозок масложировой продукции, а также соблюдать приоритет при выдаче вагонов на перевозку масел и высокобелковых кормов для казахстанских птицефабрик и предприятий животноводства.