Сезонные проблемы с перевозкой зерна в Казахстане вызваны нехваткой зернохранилищ в регионах – Астык Транс
Рекордный урожай зерна в Казахстане в 2022 году привел к росту экспорта, однако и вскрыл ряд проблем с логистикой, в частности, сезонный ажиотажный спрос на вагоны, когда спрос в несколько раз превышал возможности парка и инфраструктуры. Одна из причин повышенного спроса на вагоны в сезон - проблемы в хранении зерна. Суммарно элеваторных и складских помещений под зерно в Казахстане хватает, регионально – нет. Об этом заявили в компании «Астык Транс».
В качестве примера компания привела Атбасарский район, который собирает 2-2,5 млн тонн зерна ежегодно, но элеваторных хранилищ там всего на 840 тыс. тонн, и еще около 600 тыс. тонн на мелькомбинатах. Поэтому многие производители зерна фактически используют вагоны как «склад на колесах». А отсутствие возможности долговременного хранения зерна приводит к избытку предложений на рынке в короткий сезон и вследствие этого к снижению цен.
«На сегодня мы имеем ситуацию, когда максимально распродаем высокий урожай прошлого года по бросовым ценам, чтобы освободить емкости перед новым урожаем, а впереди нас может ожидать неурожайный год, когда цены могут вырасти», - предупреждают в Астык Транс.
По оценкам оператора, максимально в месяц железнодорожная инфраструктура РК реально позволяет перевозить 1,2 млн тонн зерна, в год- до 14,5 млн тонн. Казахстан в среднем перевозит 8-10 млн тонн в год. Таким образом, увеличить перевозки при существующей инфраструктуре вполне реально, необходимо лишь обеспечить достаточный объем современных зернохранилищ, что гарантирует равномерные и стабильные перевозки в течении года.
На сегодняшний день в «несезон» только в «Астық Трансе» остаются незадействованными порядка 800-900 вагонов, при том, что в целом сезон считается активным из-за высоких остатков зерна. В неурожайные годы в летние месяцы остаются незадействованными до 40-50% парка. Такая же ситуация у других экспедиторов.
Значительное увеличение парка, о котором говорят некоторые участники рынка, только усугубит ситуацию, считают в Астык Транс. Это приведет к «заторам», забитым вагонами путям, увеличению отстоев и невозможности действующей инфраструктурой обслужить постоянно увеличивающееся количество вагонов.
Чтобы давать рынку привлекательные и конкурентоспособные тарифы, содержать парк в рабочем техническом состоянии – существующие вагоны должны работать в течение всего года, подчеркивается в сообщении.