Элеваторы Оренбуржья на сорок процентов заняты прошлогодним урожаем
В Оренбуржье идет уборка урожая, и уже сейчас аграрии сталкиваются с проблемой: а где хранить намолоченное зерно? Ведь ХПП и элеваторы на 40 процентов заняты прошлогодними запасами.
Собственные вместительные склады имеются далеко не у всех. По данным регионального минсельхоза, на территории Оренбуржья хозяйствам в этом могут помочь 10 хлебоприемных и 5 крупных зерноперерабатывающих предприятий и 30 элеваторов. Их емкости рассчитаны примерно на 3,7 миллиона тонн. Но вот беда — они на 40 процентов заняты урожаем прошлого года. Напомню, в 2022-м хозяйства области получили рекордный за последние годы объем зерна — 4 миллиона 181 тысячу тонн. Однако из-за низких закупочных цен продали далеко не все — кто же согласится тонну пшеницы за 9 тысяч рублей отдавать! Ждали нормальных предложений. И теперь богатство земледельцев лежит и только место занимает.
— Сейчас задача номер один — это отгрузка, — отмечает Сергей Балыкин. — Пока она идет не теми темпами, какими бы хотелось, потому что есть проблема с экспортом, но буквально несколько дней назад в связи с завершением международной сделки цена на зерно сдвинулась и сегодня на твердую пшеницу выросла с 12 до 18 тысяч рублей за тонну. Очень надеюсь, что в течение августа-сентября увеличится экспорт, это позволит освободить помещения и заполнить их новым урожаем.
— Проблема в том, что в засушливые годы мы были не нужны, — объясняет мне генеральный директор АО «Саринский элеватор» Александр Герасименко. — Небольшое количество зерна фермер и на своих складах сохранит. Да еще Казахстан рядом — туда машинами все отгружалось. А элеваторам за счет чего существовать? В результате многие позакрывались, обанкротились. Мы выжили только за счет собственных хозяйств. В последние три года ситуация поменялась в пользу элеваторов, но их уже половины нет. Мощности Саринского невелики, рассчитаны на 70 — 80 тысяч тонн, и сегодня они заполнены процентов на 40 — 50. Там зерно и наше, и тех хозяйств, с которыми постоянно сотрудничаем. В принципе, говорят, покупатели на зерно есть, остается отгрузить. Но теперь железная дорога не может нас обеспечить подвижным составом, вагоны ждем по два-три месяца!