Китай совершенствует логистику на границе для увеличения поставок зерна из Казахстана до 5 млн тонн
На сегодняшний день построенный Китаем на стыке Достык – Алашанькоу зерновой терминал позволяет поставлять 2,5 млн тонн казахстанского зерна в год. Аналогичный терминал КНР намерена построить на стыке Алтынколь – Хоргос. Таким образом, потенциально Казахстан сможет поставлять в Китай до 5 млн зерна в год. Об этом сообщил вице-президент компании «Астық Транс» Жандос Куанышев в интервью ElDala.kz.
Напомним, что с апреля т.г. Казахстан возобновил экспорт пшеницы в Китай зерновозами. На данный момент в КНР вывезли более 200 тыс. тонн зерна.
«С апреля т.г. по апрель следующего мы должны перевезти не меньше 1 млн тонн. Благодаря совместному с НК КТЖ проекту, правильному подходу к формированию поездов мы достигли ритмичности перевозок. Этот сезон покажет отличный баланс интересов. И мы, со своей стороны, как логисты будем стараться достичь наилучших результатов», - отметил Ж.Куанышев.
По его словам, на сарыагашском направлении сложилась монопсония - ситуация, когда много продавцов и один покупатель, диктующий свои условия: по стоимости, количеству, качеству, отсрочке и т.д.
«Сарыагашский рынок покупает у нас до 5 млн тонн пшеницы ежегодно. И они могут уронить цену, при этом сговор у них не преследуется законом. Их сегодняшние условия уже становятся неприемлемыми для экспортеров РК. Поэтому наш сейчас приоритет – диверсификация рынков сбыта», - подчеркнул вице-президент «Астық Транс».
В то же время, в Китае цены на сельхозпродукцию формируются на основании мирового тренда. С выходом на этот рынок трейдеры и сельхозпроизводители Казахстана получат наиболее справедливую цену на экспортное зерно, приближенную к мировой, считает эксперт.
Он уверен, что Китай также заинтересован в поставках казахстанской пшеницы, учитывая ее качество, стоимость и возможности логистики. Годовой импорт пшеницы в Китай достигает 10 млн тонн.
«Терминал на 500 тыс. тонн (в бондовой зоне Алашанькоу. – АПК-Информ) с возможностью принимать до двух составов зерновозов в сутки создан под наш рынок. Сейчас мы договорились, что будем грузить один состав в сутки, и за год мы можем достичь экспорта 1 млн 200 тыс. тонн, не считая контейнерных перевозок. Но в перспективе можно увеличить до 200 тыс. тонн в месяц только в Алашанькоу. Кроме этого терминала, они сейчас по аналогичному принципу строят терминал в Хоргосе. Если мы достигнем приема двух составов в сутки на каждый терминал, то перспектива экспорта вырастет почти до 5 млн тонн в год», - рассказал Ж. Куанышев.
На данный момент в КНР отправляют только пшеницу, на согласованный терминал и только маршрутами. При этом грузоотправители дают гарантийное письмо о том, что в случае несвоевременного приема груз за их счет будет возвращен на станцию отправления.
«Маршрут идет в среднем 7-10 дней, и на сегодня это приемлемый срок доставки. Логистических рисков нет благодаря технологии, которую внедрил КТЖ на основании нашего анализа. О том, что она сработала успешно, свидетельствует увеличение экспорта. За три месяца мы экспортировали свыше 200 тыс. тонн пшеницы в зерновозах. Если мы посмотрим динамику, то за весь прошлый год было экспортировано в Китай порядка 830 тыс. тонн зерновых и масличных грузов. За шесть месяцев этого года – уже 870 тыс. тонн сельхозгрузов», - отметил вице-президент «Астық Транс».