22 ноября 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Больше, чем логоцентр. Как из Екатеринбурга будут делать главный «Сухой порт» страны

19 июля 2023 15:45
Свердловская область должна стать новой сортировочной базой для грузов со всей страны, а также местом, откуда контейнеры, газ, зерно и уголь поедут зарубежным покупателям. Правда, есть три проблемы. Подробнее об этом — в материале 66.RU.

Что такое «Сухой порт»

Идею превратить Екатеринбург в «Сухой порт» губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев озвучил год назад. «Сухой порт» — набор логистических площадок вокруг Екатеринбурга, которые связаны между собой транспортной инфраструктурой.

Зачем нужен «Сухой порт»

С начала нулевых годов Россия разрабатывает альтернативу Южному морскому пути — международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» — основной маршрут для перевозки грузов в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, минуя Суэцкий канал, в Индию. В условиях санкций вопрос стал еще острее и актуальнее. Импорт контейнеров в порты Балтийского бассейна упал более чем вполовину. Транспортировка грузов через юго-западные регионы России осложняется закрытием аэропортов и рисками атак со стороны Украины.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

«Сухой порт» Екатеринбурга может стать частью масштабного проекта «Север — Юг». Сейчас он включает три маршрута — западный (через Дагестан), восточный (через Казахстан и Туркменистан) и транскаспийский (через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге). Однако, как считают эксперты аналитического центра при Правительстве России, этого может быть недостаточно. Они предлагают развивать «Север — Юг» на всем протяжении территории страны. В частности, соединить МТК с Северным морским путем через Екатеринбург, построив новые участки железных дорог с выходом к Каспийскому морю. В результате появится возможность вывозить грузы из Уральского федерального округа и соседних регионов в азиатские страны, не ожидая в очереди для проезда по Восточному полигону.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Пока точного плана, как может идти путь на юг через Екатеринбург, нет. Так что это лишь примерная схема реализации проекта.

Из чего будет состоять «Сухой порт» Екатеринбурга

Первый объект, который лег в основу проекта, уже готов. ТЛЦ «Уральский» возле озера Шарташ запустили в ноябре 2022 года. На полную мощность — до 800 тыс. ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент) в год — выйдет к 2035 году.

К 2027 году в районе железнодорожной станции Седельниково построят ТЛЦ «Екатеринбург». Выход на проектную мощность до 10 млн тонн грузов запланирован к 2035 году. На территории ТЛЦ возведут контейнерно-контрейлерный терминал, терминал для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, терминал колесной техники, универсальный складской комплекс, таможенные зоны.

К 2025 году Свердловская железная дорога должна реализовать проект терминально-логистического комплекса в районе станция Гипсовая в Екатеринбурге. Перерабатывающая способность ГД «Гибсовая» — 3 млн тонн в год.

В 2025 году на площадке ОЭЗ «Титановая долина» в Сысертском районе «Сима-ленд» построит распределительный центр и автоматизированный производственно-складской комплекс.

Фото: 66.RU

Специализация «Сухого порта»

По словам министра экономики и территориального развития Свердловской области Руслана Садыкова, у «Сухого порта» может быть четыре специализации:

  • контейнерные перевозки (в целом рынок контейнерных перевозок составляет около 9% грузоперевозок, тогда как в других странах с помощью контейнеров перевозится до половины грузов);
  • сжиженный природный газ (показатели российских проектов считаются одними из самых конкурентоспособных);
  • уголь (российские производители угля переориентируются на страны Тихоокеанского региона);
  • зерно (Россия продает 20% зерна на мировом рынке).

Фото: 66.RU

Проблемы запуска проекта

Финансирование. Аналитический центр при правительстве России разработает структуру финансирования и определится с необходимыми вложениями к октябрю 2023 года. Пока власти Свердловской области называют планируемую сумму инвестиций в «Сухой порт» в 1,2–1,5 трлн рублей. Как отмечает руководитель аналитического центра Константин Калинин, нагрузка на федеральный бюджет велика, придется искать средства из внебюджетных источников.

Контроль. Проект «Сухой порт» выходит за пределы Свердловской области и затрагивает как минимум соседние регионы округа, что осложняет контроль за процессами. Эксперты и участники рынка, знакомые с ситуацией, сходятся во мнении, что необходимо связать все площадки общей интеллектуальной системой управления. А ее еще только предстоит разработать.

Кадры. Запуск основных причалов «Сухого порта» создаст пять тысяч рабочих мест. А в Свердловской области уже сейчас есть дефицит кадров, и к моменту запуска проекта их необходимо подготовить. В Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей считают, что следствием нехватки работников станет сдерживание развития отрасли, что может привести не только к сокращению количественных показателей, но и к снижению качества предоставляемых услуг.

Фото: 66.RU
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: