Больше, чем логоцентр. Как из Екатеринбурга будут делать главный «Сухой порт» страны
Что такое «Сухой порт»
Идею превратить Екатеринбург в «Сухой порт» губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев озвучил год назад. «Сухой порт» — набор логистических площадок вокруг Екатеринбурга, которые связаны между собой транспортной инфраструктурой.
Зачем нужен «Сухой порт»
С начала нулевых годов Россия разрабатывает альтернативу Южному морскому пути — международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» — основной маршрут для перевозки грузов в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, минуя Суэцкий канал, в Индию. В условиях санкций вопрос стал еще острее и актуальнее. Импорт контейнеров в порты Балтийского бассейна упал более чем вполовину. Транспортировка грузов через юго-западные регионы России осложняется закрытием аэропортов и рисками атак со стороны Украины.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
|
---|
«Сухой порт» Екатеринбурга может стать частью масштабного проекта «Север — Юг». Сейчас он включает три маршрута — западный (через Дагестан), восточный (через Казахстан и Туркменистан) и транскаспийский (через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге). Однако, как считают эксперты аналитического центра при Правительстве России, этого может быть недостаточно. Они предлагают развивать «Север — Юг» на всем протяжении территории страны. В частности, соединить МТК с Северным морским путем через Екатеринбург, построив новые участки железных дорог с выходом к Каспийскому морю. В результате появится возможность вывозить грузы из Уральского федерального округа и соседних регионов в азиатские страны, не ожидая в очереди для проезда по Восточному полигону.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
|
---|
Пока точного плана, как может идти путь на юг через Екатеринбург, нет. Так что это лишь примерная схема реализации проекта. |
Из чего будет состоять «Сухой порт» Екатеринбурга
Первый объект, который лег в основу проекта, уже готов. ТЛЦ «Уральский» возле озера Шарташ запустили в ноябре 2022 года. На полную мощность — до 800 тыс. ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент) в год — выйдет к 2035 году.
К 2027 году в районе железнодорожной станции Седельниково построят ТЛЦ «Екатеринбург». Выход на проектную мощность до 10 млн тонн грузов запланирован к 2035 году. На территории ТЛЦ возведут контейнерно-контрейлерный терминал, терминал для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, терминал колесной техники, универсальный складской комплекс, таможенные зоны.
К 2025 году Свердловская железная дорога должна реализовать проект терминально-логистического комплекса в районе станция Гипсовая в Екатеринбурге. Перерабатывающая способность ГД «Гибсовая» — 3 млн тонн в год.
В 2025 году на площадке ОЭЗ «Титановая долина» в Сысертском районе «Сима-ленд» построит распределительный центр и автоматизированный производственно-складской комплекс.
Фото: 66.RU
|
---|
Специализация «Сухого порта»
По словам министра экономики и территориального развития Свердловской области Руслана Садыкова, у «Сухого порта» может быть четыре специализации:
- контейнерные перевозки (в целом рынок контейнерных перевозок составляет около 9% грузоперевозок, тогда как в других странах с помощью контейнеров перевозится до половины грузов);
- сжиженный природный газ (показатели российских проектов считаются одними из самых конкурентоспособных);
- уголь (российские производители угля переориентируются на страны Тихоокеанского региона);
- зерно (Россия продает 20% зерна на мировом рынке).
Фото: 66.RU
|
---|
Проблемы запуска проекта
Финансирование. Аналитический центр при правительстве России разработает структуру финансирования и определится с необходимыми вложениями к октябрю 2023 года. Пока власти Свердловской области называют планируемую сумму инвестиций в «Сухой порт» в 1,2–1,5 трлн рублей. Как отмечает руководитель аналитического центра Константин Калинин, нагрузка на федеральный бюджет велика, придется искать средства из внебюджетных источников.
Контроль. Проект «Сухой порт» выходит за пределы Свердловской области и затрагивает как минимум соседние регионы округа, что осложняет контроль за процессами. Эксперты и участники рынка, знакомые с ситуацией, сходятся во мнении, что необходимо связать все площадки общей интеллектуальной системой управления. А ее еще только предстоит разработать.
Кадры. Запуск основных причалов «Сухого порта» создаст пять тысяч рабочих мест. А в Свердловской области уже сейчас есть дефицит кадров, и к моменту запуска проекта их необходимо подготовить. В Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей считают, что следствием нехватки работников станет сдерживание развития отрасли, что может привести не только к сокращению количественных показателей, но и к снижению качества предоставляемых услуг.
Фото: 66.RU
|
---|