Эксперт рассказал о причинах ожидаемого падения урожая зерновых
Например, техническая оснащенность в сельском хозяйстве за последние два года - после введения экспортной пошлины на зерновые - значительно ухудшилась. Приобретение комбайнов, тракторов, сеялок в Ставропольском крае по сравнению с двумя предыдущими годами сократилось вдвое: с 3,7 до 1,85 тысячи машин. При этом, если говорить в целом о России, более 50 процентов парка сельхозтехники в стране находится за пределом сроков эксплуатации, а дефицит комбайнов составляет 27 процентов.
На Ставрополье количество арендованной уборочной сельхозтехники сократилось с 709 в 2021 году до 528 в нынешнем, на 25,5 процента. Не хватает комбайнеров, хозяйства вынуждены снимать собственных механизаторов с тракторов и пересаживать их на комбайны, что неизбежно снизит темпы и качество подготовки почвы к озимому севу. Ведь тракторы простаивают. А нарушение агротехнических сроков приведет к снижению потенциальной урожайности в 2024 году.
Кадровый голод привел к тому, что не во всех хозяйствах удалось задействовать даже те комбайны, которые имелись в наличии и находились в исправном состоянии. Причина - отсутствие механизаторов. Трудоспособное население на селе за последние годы сильно сократилось. Несмотря на высокие заработки (10-15 тысяч рублей в день!) специалистов-комбайнеров не хватает. А сажать на дорогую и сложную технику непрофессионалов в связи с ростом цен на запчасти в последние два года - выйдет себе дороже. Количество собственных комбайнов на уборке в Ставропольском крае тоже сократилось, хотя и не так значительно.
Я обратил бы внимание также на следующую тенденцию: стало меньше арендованного автотранспорта. В 2021 году было 2143 грузовые машины, а в текущем - 1574, то есть минус 26,5 процента. При этом без наемного транспорта провести уборку практически невозможно. Работа федеральных бюрократов по установлению новых правил использования большегрузного автотранспорта на территории России привела к тому, что из этого сектора ушло огромное количество частников и малых предприятий, которые были основными перевозчиками на сезонных работах. Возможно, была задумка поддержать железнодорожные перевозки за счет автотранспортных, но в результате железные дороги перегружены. Доходы подскочили не у перевозчика - госкомпании "РЖД", а у предприятий, в основном частных, предоставляющих в аренду подвижной состав. Причем там расценки за последний год выросли до трех раз.
В то же время тахографы, борьба с перегрузом, введение системы "Платон" и другие многочисленные новшества в сфере автоперевозок по принципу "борьба за все хорошее против всего плохого" привели к тому, что бизнес "проголосовал ногами". В результате цены на автомобильные транспортные услуги только за последний год выросли минимум в полтора раза, а это сказывается на всей цепочке потребления. Платят в итоге все жители страны при покупке любых товаров. Сегодня это одна из причин инфляции в стране. Но разве люди, реформировавшие автоперевозки, ставили себе такую задачу?
В России федеральные чиновники регулярно вводят и увеличивают новые экологические и иные сборы, оправдывая их борьбой за чистоту окружающего мира или развитием конкуренции и борьбой с контрафактом. Но это имеет и оборотную сторону: приводит к снижению покупательной способности населения. Причем продвигаемые правительством сборы необязательно поступают в государственный бюджет.
Взять, например, всем известную компанию "Честный знак", которой платит каждый потребитель молока, мяса, бутилированной воды, других продуктов питания, а теперь и одежды. Эта услуга по отслеживанию товаров не создает дополнительного продукта, не улучшает жизнь населения, а следовательно, не должна быть обязательной. Она должна быть добровольной, как и все маркировки, не связанные с безопасностью. Это мнение не только мое, но и многих других экспертов в разных отраслях, а также депутатов региональных парламентов.
Кажется очевидным, что жители России, участвуя в выборах, не давали наказа увеличить цены на продукты животноводства из-за введения "Честного знака". Интересно, кому мешало домашнее мясо на рынках? Торговлю им запретили в прошлом году в случае, если животное не забито на бойне.
В июне 2023 года наши чиновники продлили заморозку цен на удобрения, стоимость которых была зафиксирована на пике. Кому нужно было такое продление, если в связи с отсутствием денег у фермеров цены на минеральную подкормку растений все равно упали на 30-40 процентов?
Из хороших новостей: в ближайшие годы дефицита продуктов питания в Ставропольском крае и в России в целом не будет. Запас прочности сельского хозяйства, созданный за последние десятилетия, у нас еще есть. Как и надежда, что сельчане соберут приемлемый урожай - ведь другого выхода у них не остается, если говорить о выживании.
Но хотелось бы, чтобы мы думали не только о выживании, но и о развитии. А оно возможно только в том случае, если мы будем принимать решения с просчитанными заранее долговременными последствиями. Любые изменения правил для бизнеса в нашей стране на фоне введенных антироссийских экономических санкций сегодня приносят огромные проблемы и влияют на качество жизни людей. Чиновники, принимающие решения, обязаны работать исключительно для достижения главной цели: повышения уровня жизни граждан России. Все остальное, например импортозамещение, - лишь путь ее достижения. А если главную цель мы подменяем второстепенными, то она не будет достигнута никогда.
Петр Коротченко (член правления Российского зернового союза, депутат Думы Ставропольского края)