Государство просубсидирует строительство судов-зерновозов
Первые балкеры могут появиться в 2026 году
Правительство поддержит строительство судов-зерновозов для экспорта зерна с помощью льготных кредитов, заявил в ходе Всероссийского зернового форума в Сочи министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев.
«Конечно же мы прекрасно понимаем, что нужна государственная поддержка для того, чтобы эти суда были построены. Мы совместно с Минтрансом и Минпромторгом будем реализовывать ряд мер, которые позволят компенсировать часть прямых затрат. Я думаю, что в обязательном порядке будут льготные кредиты на строительство этих судов. Будут льготные кредиты на закупку оборудования, которое потенциально будет установлено на эти суда. Все это, надеюсь, приведет к тому, что в конце 2025–26 года должен начать появляться наш флот, которым мы сможем экспортировать наше зерно», — отметил министр.
Он также отметил, что на долю ушедших из РФ иностранных зернотрейдеров приходится 15-20% рынка.
«Я думаю, что наши российские экспортеры в состоянии заместить эту долю рынка без каких бы то ни было проблем», — сказал он.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) считает, что России и для перевозок зерновых дополнительно нужны 60 судов, этот вопрос является приоритетным для «Объединенной судостроительной корпорации».
«По общим оценкам, это примерно 60 судов, мы здесь говорим о крупнотоннажных и среднетоннажных судах. Если посмотреть, это примерно пополам: порядка 30 — Panamax грузоподъемностью 50–60 тыс. тонн — и вторая половина — 30–40 тыс. тонн — Handysize и Handymax», — рассказал глава агентства Захарий Джиоев в ходе форума.
По его словам, в России проще строить суда среднего тоннажа с учетом имеющихся возможностей верфей.
«Новая транспортно-логистическая реальность оказывает свое влияние. Ситуация характеризуется волатильностью ставок фрахта. В прошлом году, особенно на Каспийском бассейне, ставки „плясали“ в несколько раз. Доходило до совершенно космических уровней — до чуть ли не $100 за тонну, причем до этого в этом регионе ставка составляла порядка $25–30. Сейчас ставки вернулись. Не могу сказать, что к тому же самому уровню, но тем не менее они стабилизировались — и это в очень высокой степени дает возможность экспортерам, судовладельцам планировать свою работу», — сказал Джиоев.
По его словам, зерно в основном перевозится судами либо самих экспортеров, либо покупателей, независимые судовладельцы предоставляют свои суда редко из-за проблем с расчетами и страховкой.
По прогнозам Росморречфлота, экспорт зерновых грузов к 2024–25 году составит порядка 60 млн тонн, из которых 90% будет идти через Азово-Черноморский бассейн.