Казахстан ожидает открытие Китая и Ирана для экспорта пшеницы
Собрав рекордный урожай зерна в 2022 году, Казахстан столкнулся со сложностями его экспорта из-за логистики и захода российского зерна на традиционный для Казахстана рынок Центральной Азии. В результате на складах остаются большие остатки урожая, а экспортный потенциал не реализуется в полной мере. Каковы перспективы экспорта казахстанского зерна порталу ElDala.kz рассказал Александр Малов, глава комитета торговли Зернового союза Казахстана.
Традиционными рынками сбыта зерна для Казахстана являются Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и также Иран. Но поставки в Иран не являются стабильными.
«С одной стороны, Иран сложный партнер, но с другой - если находишь там платежеспособного покупателя и логистическое решение по доставке груза, то этот рынок - премиальный. Иран готов платить больше, потому что страна ограничена большим числом санкций, а потребление большое в силу численности населения - 80 млн человек. Они готовы покупать и наш фураж, и нашу пшеницу» - отметил Александр Малов.
Поставки в Китай, которые начали расти лет пять назад, в период пандемии остановились, и сейчас только начали набирать обороты. Основным препятствием остается невозможность отгружать зерновозами, а контейнерные перевозки значительно выше по стоимости.
«С одной стороны, Китай вроде как уже готов обсуждать с нами возможности отправки и перевалки разных видов культур - фуража, пшеницы, бобовых. С другой стороны, сейчас сам Казахстан в уникально сложной ситуации в смысле грузопотоков: они возросли не только зерновые, но и различные другие - уголь, руда и так далее. Что нам делать? Развивать пропускную способность. Мы смотрим с точки зрения своей отрасли, КТЖ - с точки зрения всех перевозок. Приоритеты им отдавать тоже сложно - кому больше, кому меньше. Для нас важно, чтобы мы имели доступ на те рынки, которые сейчас закрыты, но, возможно, вскоре откроются - это и Китай, и Иран», - считает Александр Малов.
По его оценке, в прежние годы экспорт в Китай достигал 700 тыс. тонн сельхозгрузов. Сейчас отгрузки минимальные, хотя Казахстан мог бы отправлять туда более 1 млн тонн за сезон.
Также обсуждается возможность выхода на другие рынки через грузинский порт Поти, где планируется строительство нового зернового терминала мощностью от 1 до 1,5 млн тонн в год.
«Мы встречались с группой инвесторов, которая планирует в Грузии строить инфраструктуру. Сейчас в порту Поти какая проблема: не железнодорожная, а именно портовая инфраструктура, особенно для зерновых грузов. Сейчас сформировался пул инвесторов, планирующих развитие портовой инфраструктуры в Грузии. Это бизнесмены не из Казахстана, но для нас важно то, что зерновой терминал предполагается к работе именно с казахстанским зерном. Если в течение двух лет план будет реализован, то у нас появится стабильный выход на экспорт зерна Черным морем. Эта инфраструктура будет ждать только казахстанское зерно», - сказал представитель Зернового союза.