Казахстан собирается ввести запрет на ввоз зерна из России автотранспортом
Решение о введении запрета сроком на шесть месяцев на ввоз российского зерна автомобильным транспортом обсуждалось во вторник, 14 марта на освещении с участием вице-премьера-министра торговли и интеграции РК Серика Жумангарина. Предложение будет вынесено на межведомственную комиссию в среду, 15 марта, передает inbusiness.kz со ссылкой на eldala.kz.
При этом предполагается, что поставки железнодорожным транспортом будут продолжаться, что должно поддержать обеспечение сырьем мукомолов Казахстана.
Предложение о необходимости введения запрета ранее внесли отраслевые ассоциации производителей и переработчиков зерна.
Причина в том, что на фоне рекордного урожая в России себестоимость зерна оказалась намного ниже казахстанского. Большие объемы заходят в Казахстан как легальным образом (с уплатой НДС), так и контрабандой. При этом, нелегальное ("серое") зерно по больше части завозится именно фурами, поступает на склады крестьянских хозяйств, где на него оформляются документы. По оценкам экспертов, объем поставок "серого" зерна в Казахстан в 2022 году приблизился к 3 млн тонн.
Далее это зерно уже под видом казахстанского либо реэкспортируется в Среднюю Азию (без уплаты экспортной пошлины в России и транзитного железнодорожного тарифа в Казахстане), либо поступает на переработку на мельницы.
В обоих случаях потери несут казахстанские фермеры, поскольку более дешевое российское зерно давит как на внутренние цены, так и на экспортные.
Динамика цен такова: если осенью 2022 года за тонну пшеницы 3 класса давали 125 тыс. тенге (с НДС), то в настоящий момент цена снизилась до 95 тыс. тенге с НДС и 84 тыс. тенге от крестьянских хозяйств.
При этом, "серое" российское зерно, по словам фермеров, в Казахстан завозят по 70 тыс. тенге/тонна.
Введение запрета на поставки автомобильным транспортом должно поддержать цены на внутреннем рынке, считают трейдеры, а также помочь с экспортом тем, кто работает честно, а не занимается реэкспортом контрабандной пшеницы.
Кроме того, трейдеры в очередной раз попросили решить вопрос с открытием отгрузки зерна в Китай зерновозами (сейчас разрешены поставки только в более дорогих контейнерах). Если это произойдет, это также поддержит цены на рынке, поскольку большая часть излишков уйдет с рынка в Поднебесную.
Ранее сообщалось, что казахстанское зерно стремительно дешевеет. Отечественная пшеница не может конкурировать с российской по стоимости и становится не востребованной. Сейчас трейдеры закупают мягкую пшеницу по 80 тыс. тенге за тонну, такая стоимость не покрывает затрат крестьян.