Экспорту зерна в Марокко, Алжир и Мавританию из Калининградской области препятствует малая глубина у причалов - мнение
Экспорту зерна в Марокко, Алжир и Мавританию из Калининградской области перпятствует малая глубина у причалов. Такое мнение высказала генеральный директор АО «Портовый элеватор» (Калининград) Елена Зайцева, передает пресс-служба Института экономики роста им. П.А. Столыпина. По ее словам, традиционно потребителями калининградской пшеницы в основном являлись страны северной Европы. Однако сейчас, когда геополитическая обстановка изменилась, образовался профицит в размере 40% от всего валового продукта.
«Его можно было бы поставлять на внутренний российский рынок, однако прекрасная по качеству пшеница будет не конкурентоспособной в части цен – себестоимость ее производства у нас выше. Так, нам требуется завозить на территорию региона топливо, удобрения, средства защиты растений – и провозить их по территории Литвы и Белоруссии. В результате цена на наше зерно выше, чем в других российских регионах. В придачу финансовой нагрузкой являются зерновой демпфер, введенный 2 июня 2021 года, а также квоты на экспорт зерна, действующие с 2020 года», - говорит глава предприятия.
Эффективным вариантом может стать перераспределение экспортного профицита зерна из Калининградской области в такие страны как Марокко, Алжир, Мавритания. Однако осадка у причалов сейчас составляет 8 м, соответственно порт способен принимать относительно небольшие суда дедвейтом до 10 тыс. тонн.
«К примеру, до Египта такие суда не дойдут. Для экспорта зерна в Африку требуется фрахт более крупных судов», - уверена Елена Зайцева.
По мнению участника рынка, сейчас для решения вопроса профицита экспорта зерна из Калининградской области требуется господдержка. Самым эффективным шагом стала бы точечная отмена зернового демпфера, которая была бы компенсацией за оторванность региона от территории Российской Федерации. «Также требуются послабления в части квот – в масштабах России и государственного бюджета наши отчисления не значимы. Тогда как для нас подобные послабления дали бы ощутимый толчок к развитию. Также эффективной мерой помощи может стать субсидирование фрахтования судов для перевозок зерна по актуальным международным направлениям», - полагает эксперт.