Не поле перейти: сельское хозяйство Казахстана отстает в логистике
Отрасль ежегодно сталкивается с проблемами перевозок, которые в итоге делают бизнес убыточным.
Логистические издержки – вопрос, поднимающийся в Казахстане не так часто, как следовало бы. А ведь проблема действительно значимая, даже в международных масштабах: в развитых странах доля логистических издержек в стоимости конечной продукции достигает примерно 11%. В нашей республике данный показатель ежегодно достигает уровня в 25%, передает inbusiness.kz.
Такие факты в своей исследовательской работе приводит североказахстанский экономист Тимур Айтуллин. Особенно актуальны проблемы в логистике, считает он, для сферы сельского хозяйства. Масштабы убытков, которые несут предприниматели, не наладившие качественную транспортировку, тревожат.
"Если возьмем за основу данные за 2021 год, когда валовый сбор зерновых составил 15 млн тонн продукции, то увидим, что около 13% урожая было потеряно по различным причинам, в том числе и из-за некачественного логистического подхода. Сюда можно отнести и несвоевременную поставку ГСМ, и неоптимизированные маршруты транспортировки зерна, и так далее. В совокупности данные факторы ведут к смещению времени технологических операций и увеличению производственных циклов, а значит – к убыткам", – отмечает Тимур Айтуллин.
Еще один немаловажный момент, прямо влияющий на логистические операции, – устаревший парк техники на сельскохозяйственных предприятиях. К концу 2022 года, по официальным данным, средний износ машин составлял 76%. Притом что в последние годы темпы обновления все же растут, перевооружение происходит слишком медленно.
"Как правило, аграрии идут на приобретение новой техники в случае совсем уж глубокого морального и физического износа единиц, имеющихся у них на балансе. Низкий прирост автопарка, на мой взгляд, может быть связан с такими факторами, как высокая стоимость новой техники, устоявшиеся площади посевов и неготовность предприятий обслуживать современную технику", – поясняет экономист.
Растениеводство и так не слишком рентабельно – 12-15% считаются достаточно хорошим показателем прибыли, говорит эксперт. Убытки же, связанные с логистикой, вообще могут свести рентабельность на нет.
"В Республике Казахстан доля логистических издержек составляет до 25% от стоимости конечной продукции, что является одним из самых высоких показателей в мире. Данный показатель практически везде одинаков, вне зависимости от изучаемой нами отрасли экономики. Это во многом связано с очень большой площадью страны, труднодоступностью автомобильного и железнодорожного транспорта в ряде регионов, особенно в центральной части", – указывает Тимур Айтуллин.
На государственном уровне, конечно, ведутся работы по улучшению дорожной инфраструктуры, но этого недостаточно для изменения ситуации. В данном случае фермерам, чтобы выиграть в рентабельности, жизненно необходимо обращать внимание на последние разработки, помогающие снизить логистические издержки. Сюда можно отнести и системы автопилотов на сельскохозяйственную технику, устройства отслеживания передвижения и учета расхода топлива, технологии для оценки состояния сельхозкультур и планирования мониторинга работ, резюмирует эксперт.
Напомним, ранее на проблемы в логистике в связи с трудностями в утверждении планов на отгрузку и транспортировку жаловались казахстанские мукомолы. До этого эксперты констатировали увеличение стоимости доставки европейских сельхозмашин в нашу страну. А в сентябре прошлого года в Алматы на V Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме NEW SILK WAY был обсужден транспортно-логистический потенциал Казахстана.