Мукомолы Казахстана предлагают существенно повысить тариф на транзит импортной муки
Казахстанские производители муки предлагают нацкомпании «КТЖ» существенно повысить тариф на транзит импортной муки – с существующего 1,1 до 1,5-2. Такая мера позволит сохранить конкурентоспособность казахстанской муки, укрепить позиции на традиционных рынках сбыта в странах Средней Азии и развивать экспорт этой продукции. Об этом АПК-Информ сообщили в Союзе зернопереработчиков РК.
Мукомолы озвучили данные КТЖ, согласно которым за 2022 год через РК прошло транзитом более 300 тыс. тонн российской муки на страны Средней Азии.
«В России зерно стоит на 60 долларов дешевле, чем в Казахстане. Из-за экспортной пошлины на пшеницу РФ выгоднее перерабатывать зерно в муку и грузить на Среднюю Азию, где у Казахстана давно наработаны рынки как по зерну, так и по муке. Российские поставщики ломают рынок и нам, и узбекам, и обваливают цены. Теперь нам надо заново отвоевывать этот рынок», - утверждают казахстанские мукомолы.
По их данным, на сегодня применяется понижающий коэффициент на транзитный тариф 0,7, что наносит серьезный ущерб мукомольной отрасли Казахстана.
В свою очередь, КТЖ отрицает, что сейчас применяются скидки на транзит зерна и муки по территории Казахстана.
В 2022 г. и ранее такие скидки действовали, применялся коэффициент 0,5 для грузов, идущих через казахстанскую станцию Болашак в Мангистауской области. Видимо, это и способствовало резкому увеличению перевозок российской продукции, что пошатнуло позиции казахстанской муки на традиционных для нее рынках Средней Азии.
По мнению КТЖ, транзитный тариф и так в 3-4 раза превышает стоимость на внутренние перевозки (в зависимости от расстояния). А доходы от транзита довольно существенны, поэтому нацкомпания не видит возможности для еще большего поднятия тарифа.
В то же время, в компании уточнили, что на сегодняшний день действует 20-30% скидки на транзит казахстанской муки по территории Узбекистана в направлении Афганистана.
Еще одна актуальная проблема – конвенционные запреты со стороны КТЖ, введенные в декабре прошлого года и пролонгированные до конца февраля 2023 г.
КТЖ утверждает, что это ежегодная практика, когда идет снижение объемов загрузки, и лишние российские вагоны отстаиваются в Казахстане. Основная цель конвенционных запретов - снижение избыточного отстаивающегося парка, мешающего эксплуатационной деятельности КТЖ.
Мукомолы предлагают в качестве альтернативной меры просто поднять ставки за отстой, а не запрещать движение составов.
«Мы теряем экспортные рынки, так как свободно вывозится пшеница, а вывоз муки запрещен. Цена на муку уже упала, невозможно работать!», - жалуются казахстанские переработчики.
КТЖ пообещало согласовать все заявки на отгрузку муки, поданные в январе.
Как сообщал ранее АПК-Информ, казахстанские переработчики зерна и экспортеры муки встревожены ситуацией с перевозкой продукции. Участники рынка проинформировали, что КТЖ не согласовывает и отклоняет планы на перевозки муки как внутри страны, так и на экспорт, отдавая предпочтение транзитным перевозкам продукции.