13 ноября 2024 г., Среда
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Если закроют «зерновой коридор», сможем отправить за границу максимум 35 млн тонн зерна – Николай Горбачев

16 ноября 2022 11:15

22 ноября истекает срок действия зерновой сделки. Поэтому представители ведущих аграрных ассоциаций Украины обратились к Генеральному секретарю ООН и мировым лидерам с просьбой сделать все возможное для продления действия Инициативы безопасной транспортировки зерна из украинских портов для дальнейшего обеспечения глобальной продовольственной безопасности. А ведь фактически альтернативы зерновому коридору нет. Об этом в своей колонке для журнала The Ukrainian Farmer сообщил президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев.

Конечно, в случае прекращения действия зерновой инициативы у нас есть европейские коридоры. Но через Дунайские порты, автотранспортом и железной дорогой в этом направлении можем экспортировать до 3 млн тонн в месяц. Возможно, в будущем, когда мы сможем вести загрузку судов на внешнем рейде Дуная (как это было на рейде Очакова), экспорт вырастет еще на 500–800 тыс. тонн в месяц, но это вопрос нескольких лет. Однако стоимость логистики такими путями значительно выше. Если отправлять по железной дороге агропродукцию на порты, это будет стоить 85–95 долл./т. Транспортировка зерна в направлении западных границ на Дунай из Центральной части Украины обойдется около 180–200 долл./т. Однако мы говорим не об экспорте ради экспорта. Важно, чтобы фермер зарабатывал деньги, за которые он сможет прогнозировать свою деятельность.

В следующем году аграрии посеют меньше. По нашим оценкам, если зерновое соглашение и дальше будет существовать, в нынешнем маркетинговом году объемы экспорта зерна составят около 50 млн тонн. Если же «зерновой коридор» закроют, сможем отправить за границу максимум 35 млн. тонн зерна.

Следует упомянуть, что у нас на следующий год очень сильно сократится урожай. По нашим прогнозам, ожидается урожай на уровне 55–58 млн тонн зерновых и масличных.

Пока культуры, которые до этого считались маржинальными, отходят на второй план. К примеру, сушка кукурузы в этом году будет стоить около 40–50 долл./т. Добавляем логистику – это 150–200 долл./т. Есть 200–225 дол. расходов сельхозпредприятия на тонну. При цене кукурузы 300–320 долл./т в порту Констанца, фермеру останется около 100–110 долл./т по себестоимости производства 180 долл./т. То есть аграрий получает ущерб около 70 долларов. на каждой тонне кукурузы. Поэтому неудивительно, что происходит корректировка посевных площадей.

«Зерновой коридор» — это определенная перспектива и уверенность для агрария. Но в таком случае срок сделки должен быть продлен на год. Тогда фермер посеет озимые и будет знать, что сможет его продать, а трейдер будет уверен, что у него есть техническая возможность вывезти пшеницу. А продление соглашения на несколько месяцев — это решение вопроса в краткосрочной перспективе, но большой вопросительный знак с посевными площадями на следующий год.

Сейчас мы видим, что на следующий год урожай сократится вдвое против рекорда предвоенного года на уровне 107 млн ​​тонн.

Следует отметить, что прекращение работы «зернового коридора» приведет к ускорению продовольственной инфляции во всем мире.

Если такие развитые страны, как в ЕС, недополучат зерно, они будут вынуждены его экспортировать из Аргентины, Бразилии или Австралии. Соответственно, зерно будет стоить значительно дороже, а для стран Африки такие цены будут просто неподъемными. Поэтому возможно, что развитые страны подвергнутся не только проблеме продовольствия за сверхвысокую цену, но и миграции людей из стран третьего мира.

Конечно, следует акцентировать и на увеличении пропускной способности судов в рамках зернового коридора. Ведь в последнее время инспекция СКЦ проверяла по 2–3 судна в сутки на вход. Компании не знают, будет ли нормальное движение по коридору, потому что сейчас суда стоят третью неделю на вход и на выход!

Ускорение работы инспекции СКЦ и активизации прохода судов «зерновым коридором» возможны путем проверок только на вход или увеличение количества инспекций, но на сегодняшний день РФ блокирует оба варианта. Как я знаю, эти вопросы обсуждают в комиссии в Стамбуле с ООН и Турцией. Все понимают, что нужно делать. Скорее всего, эти две составляющие будут прописаны в новом зерновом соглашении.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: