О ситуации на рынке сои в Китае в августе-сентябре
Мировой рынок сои достаточно высоко «сконцентрирован» на небольшой группе потребителей и продавцов, задающих тон всей международной торговле этой культурой. Поэтому, когда что-то изменяется у одного из игроков, может в целом измениться ситуация на рынке.
В начале августа этого года тон новостной повестке рынка задали сообщения о крайне низкой загрузке заводов по переработке сои в Китае – крупнейшем потребителе как самих бобов, так и соевого шрота, масла и других продуктов переработки. Заводы работали примерно на половину мощности, что является наиболее низким за последний год показателем ввиду крайней невыгодности операционной загрузки – ситуация ухудшалась уже на протяжении трех месяцев: возвращение ограничений, связанных с COVID-19, во многих регионах страны снизило спрос на пищевые и кормовые продукты переработки сои. Эту тенденцию поддерживали как общее замедление экономического роста страны, так и высокие цены на растительные масла для потребителей, а также вспышки африканской чумы свиней, что не редкость для Китая, сократившие спрос на кормовую сою. Все эти факторы могли бы привести к сокращению Китаем импорта этой важной для национальной экономики и международной торговли культуры.
Потребление сои в Китае растет неизменно на протяжении последних трех десятилетий. По данным МСХ США, если в 1990-м году оно составляло 9,7 млн т в год, то в 2000-м – уже 26,7 млн т, в 2010 – 66 млн т, а в 2022 году упомянутое ведомство ожидает, что Китаю понадобится примерно 115,5 млн т сои, из которых 97 млн т будет закуплено за рубежом. Страна не может обеспечить самостоятельно потребности полуторамиллиардного населения: для выращивания сои нужны обширные площади, не подверженные, как в Китае, масштабной деградации почв; этим объясняется высокая зависимость от импорта сои, которая используется в приготовлении многих национальных блюд, например, тофу или используется в качестве масла, а также является одним из основных ингредиентов кормов для свиней, потребление которых растет год от года.
Поставки в Китай осуществляют, в основном, США, Бразилия и Аргентина, в торговле с каждой из которых есть свои нюансы. В 2018 году на повестку дня вышел вопрос импортных тарифов на сою из США – одного из крупнейших поставщиков – в контексте начавшейся торговой войны между странами, впервые за 15 лет сократившей общий импорт сои Китаем. Не только Китай зависит от импорта, но и США – от экспорта этой культуры, поэтому мера больно ударила по обоим государствам, а главное – по производителям и потребителям, что в самом Китае негативно сказалось на загрузке заводов; но и открыло возможности для расширения поставок из Бразилии и Аргентины, а также в некоторой степени из России и Казахстана.
Бразилия на протяжении нескольких лет открывает для себя рынок Китая по различным направлениям, и экспорт сои на данный момент – один из наиболее важных; тем не менее, некоторое недовольство страны вызывает закупка Китаем сырья - бобов, в то время как производство из них осуществляется в самом Китае. Аргентина в последний год сократила экспорт сои на фоне высокой инфляции: фермеры не торопятся распродавать запасы в ожидании дальнейшего роста цен.
В последние несколько лет годовой цикл потребления сои в Китае нарушался не только ограничениями, вызванными торговым противостоянием с США, но также связанными с COVID-19, вспышками болезней скота, а в прошлом году – масштабными перебоями с электричеством, в результате чего части заводов в северных провинциях даже пришлось на некоторое время закрыться. Тем не менее, общий спрос на сою в Китае не понижается уже на протяжении десятилетий, а в 2022 году несмотря на временное снижение, снова должен вырасти: динамику ему задает прирост населения, рост его возможностей в потреблении мяса, а также сезонно – приготовление традиционных блюд на национальные праздники. Именно это должно исправить текущие проблемы соеперерабатывающих предприятий: грядущие национальные каникулы по случаю Дня образования КНР традиционно повышают спрос и, соответственно, цены, а значит, прибыль предприятий. Цены на шрот уже находятся на довольно высоком уровне, которые поддержит сильнейшая засуха этого лета, повредившая местный урожай.
Кроме того, долгосрочный спрос будет поддерживаться соответствующими государственными программами. Правительство страны делает ставку на повышение самообеспеченности основными продуктами питания и сокращения импорта, и в этой связи оказывает поддержку местным производителям. Согласно последним заявлениям, к 2025 году страна надеется производить на 40 % сои больше, для чего рассчитывает увеличить посевные площади, практику смешанных посевов сои и кукурузы, предоставлять соответствующие субсидии, а также начать использовать новые, способные произрастать на засоленных почвах сорта: соответствующие эксперименты уже проводятся в ряде регионов страны.
Китайский рынок является основным и для российского экспорта сои: по данным ФГБУ «Центр оценки качества зерна», в 2020/21 сельскохозяйственном году на его долю пришлось 65 % российского экспорта этой культуры, в 2021/22 году – 60 % или 832 тыс. т и 575 тыс. т соответственно. Россия занимает восьмое место в мире по производству и потреблению, седьмое – по экспорту сои, однако пока значительно уступает крупнейшим производителям и экспортерам по объемам производства и экспорта: в 2022 году они составили 5,5 млн и 1,5 млн соответственно. Выращивание сои в России пока ориентировано преимущественно на внутренний рынок, чему способствуют и высокие экспортные пошлины, введенные летом 2021 года и стимулирующие переработку бобов на шрот и другие продукты внутри страны. Тем не менее, близость ненасыщенного китайского рынка к основному соепроизводящему региону России, Приамурью, регулярный рост урожайности, расширение посевных площадей и традиционная прибыльность культивации сои могут в перспективе стать основанием для расширения присутствия России на рынке сои и продуктов её переработки в Китае.