Ввести запрет на ввоз зерна и муки из России автотранспортом предлагают в Казахстане
Ряд отраслевых ассоциаций, включая Зерновой союз Казахстана, Союз зернопереработчиков Казахстана и Масложировой союз Казахстана, обратился с письмом к премьер-министру Казахстана Алихану Смаилову с просьбой наложить запрет на ввоз в Казахстан из России автомобильным транспортом различных видов зерна – пшеницы, кукурузы, ячменя, а также муки и семян подсолнечника. Запрет они просят ввести как можно скорее, но не позже 1 сентября 2022 года – то есть, момента старта массовой уборки урожая в Казахстане.
Необходимость запрета ассоциации объясняют массовым ввозом «серого» зерна и других видов сельхозпродукции из России в Казахстан, который идет именно автотранспортом. Контрабандисты, не уплачивающие НДС, вытесняют с рынка честно работающих поставщиков, поскольку могут демпинговать за счет высокой маржи.
Кроме того, приток на внутренний рынок Казахстана большого объема дешевого контрабандного зерна из России приводит к снижению цен на продукцию казахстанских фермеров.
«Нелегальный импорт российской пшеницы в Казахстан, осуществляемый автомобильным транспортом, и ее последующий экспорт ежегодно приводят к необоснованному снижению экспортных цен и, соответственно, к упущенной выгоде добросовестных предпринимателей на сумму не менее $400 млн, или 202 млрд тенге по текущему курсу, и к связанным с этим потерям дополнительных поступлений налогов в бюджет страны», - сказано в письме.
Объем контрабанды пшеницы из России в Казахстан по итогам 2021 года эксперты оценили в 1,2 млн тонн. А включая остальные культуры – 2 млн тонн на сумму в 300 млрд тенге.
При этом, существует и альтернативное мнение мелких и средних трейдеров. Они считают, что запреты – инструмент нерыночный. И его использование точно также грозит вытеснением с рынка части трейдеров, в основном, мелких, которые и пользуются автотранспортом по причине его большей доступности при ввозе небольших партий.