Госдума займется вопросами технологического импортозамещения в АПК
13 июля 2022 13:00
Госдума РФ планирует создать рабочую группу по подготовке предложений по технологическому импортозамещению в АПК. Предложение о создании такой группы было поддержано депутатами Госдумы в рамках круглого стола "Обеспечение технологического суверенитета России в АПК", организованного профильными комитетами Госдумы.
"Считаем правильным предложение о создании такой рабочей группы", - сказала депутат Мария Василькова.
В ходе круглого стола было обозначено несколько возможных направлений для деятельности рабочей группы. Одно из них - собственно IT, включая информационные системы, программно-аппаратные комплексы для точного земледелия и т.п.
По словам директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИКТ) Ильи Массуха, в части использования российского программного обеспечения в АПК ситуация складывается не лучшим образом.
"Частные российские компании (крупные - ИФ) в сфере АПК после I квартала оказались у разбитого корыта, - сказал он. - Прежде они бегали за IPO, за кредитами и т.п., а там везде ставились условия, что если хотите IPO, то вам надо ставить SAP, а никакой не "1С". В итоге практически все компании оказались зависимыми от иностранных базовых управленческих систем (прежде всего, ERP-систем)".
При этом Массух подчеркнул, что использование импортных управленческих систем ведет к рискам утечки или потери важной/закрытой информации, поскольку разработчики таких систем могут иметь доступ к такой информации, получать всю ту статистику, которая собирается в таких системах.
Для исправления ситуации, по его мнению, следует поддерживать сквозные проекты по созданию решений, оборудования полностью на базе российских продуктов, прекратить лизинг зарубежных программных и аппаратных решений, запустить программу субсидирования перехода на российские решения. Это необходимо, поскольку импортные управленческие системы позволяют разработчику получать всю ту статистику, которая собирается в таких системах.
"Необходимо пересмотреть подход к использованию иностранного ПО в АПК и давать деньги частным хозяйствам на переход на отечественные решения, - добавил Массух. - А они есть - фактически по всем классам ПО у нас есть 2-3 конкурентоспособных решения".
Также участники круглого стола указали на необходимость оперативной разработки технологических стандартов для инновационной продукции. В частности, для систем автономного вождения для сельскохозяйственной техники.
"Новейшие технологии не стандартизированы и пускать по ним финансирование (в рамках господдержки - ИФ) тяжело, поскольку нет стандарта, - отметила гендиректор Cognitive Pilot (российский разработчик систем автономного вождения) Ольга Ускова. - А стандарты разрабатываются долго. Необходимо внести в техническое регулирование (в процесс подготовки регламентов и стандартов - ИФ) временную составляющую - бесконечная разработка стандартов, бесконечная экспертиза, бесконечное обсуждение приводят к тому, что вопросы висят годами, а ни один предприниматель не может ждать так долго".
Также Ускова указала на необходимость защиты российского рынка от продукции (навигационные решения, системы автономного вождения) китайского производства, которая пошла на замену решений американских производителей, ушедших с российского рынка.
"Сейчас есть окно возможностей, чтобы российские производители смогли поднять свои производственные мощности для удовлетворения спроса со стороны российских заказчиков, - подчеркнула она. - Россия может заместить зарубежные высокотехнологичные продукты в агросфере отечественными аналогами в течение 3-4 лет, включая микропроцессоры и компонентную базу".
При этом Ускова отметила, что в настоящее время в России эксплуатируется 428,5 тыс. тракторов, 122,5 тыс. зерноуборочных комбайнов и 15,5 кормоуборочных комбайнов (включая прицепные). В то же время, по словам директора департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза Романа Некрасова, в настоящее время российский АПК испытывает потребность в приблизительно 200 тыс. тракторов и 50 тыс. зерноуборочных комбайнов.
Кроме того, глава Cognitive Pilot отметила необходимость корректировки положений правительственного постановления №1619, регламентирующего предоставление субсидий на финансовое обеспечение части затрат, связанных с внедрением российской продукции радиоэлектронной промышленности. Речь идет об увеличении масштабов опытной серии (на этот этап распространяется субсидирование) той или иной радиоэлектронной продукции на стадии внедрения в производство, а также о создании механизма частичной компенсации затрат заказчиков на приобретение инновационной продукции на начальном этапе ее продвижения на рынок.
Участники круглого стола указали на необходимость поддержки Госдумы в части развития направления так называемых сквозных проектов.
"Висит несколько таких проектов, и для их продолжения необходима поддержка Госдумы", - подчеркнула Ускова. Под сквозными проектами подразумевается полный цикл работ по разработке инновационной продукции, включая проведение исследований и разработок, организацию производства, создание встроенного ПО, адаптацию существующего софта и вывод продукции на рынок.
Под реализацию сквозных проектов государство готово выделять до 4 млрд рублей в год. Один из таких проектов реализуют "Петербургский тракторный завод" и Cognitive Pilot. Он предусматривает, что к 2024 году компании выпустят 10 тыс. беспилотных тракторов на базе модели "Кировец" К-7М.
Ранее представители Минпромторга и Минцифры отмечали, что программа сквозных проектов не свернута, а адаптируется под новые экономические и геополитические условия. Предполагается, что обновление этой программы (условий и порядка финансирования сквозных проектов - ИФ) будет завершено до конца лета.