Британия не планирует сопровождать украинские сухогрузы в Черном море, но не исключает этого
Газета The Times сообщила об обсуждении Лондоном возможности использования Королевского флота для сопровождения украинских сухогрузов с целью вывоза зерна. Но на Даунинг-стрит уже заявили The Guardian, что таких планов «на данный момент» нет. Как развивается продовольственный кризис?
Лондон обсуждает возможность использования военных кораблей для создания в районе Одессы «защитного коридора» для украинского зерна, писала газета The Times. Согласно статье, такой план предложили власти Литвы, а присоединиться к нему может Британия, а также Египет, пострадавший от продовольственного кризиса. Комментарий Даунинг-стрит приводит газета The Guardian: у британских властей на данный момент нет планов использовать Королевский флот в Черном море. Bloomberg пишет, что выгоду от продовольственного кризиса получает Россия. По версии американского агентства, российские экспортеры занимают ниши традиционных клиентов Украины и Москва выигрывает за счет подорожания продовольствия. Российские власти настаивают на том, что вина за кризис лежит на Украине и Западе.
«Россия выигрывает от глобального продовольственного кризиса, который она помогла спровоцировать» — безапелляционно утверждает в заголовке влиятельное агентство Bloomberg. В статье приводятся данные отраслевого издания SovEcon, согласно которым с начала года в российский бюджет поступили почти 2 млрд долларов налогов от экспорта зерновых на фоне роста глобальных цен на пшеницу в 50%. Украинский экспорт, напротив, сократился до четверти от докризисных показателей. В результате потери Киевом контроля над побережьем Азовского моря и остановки судоходства на Черноморском побережье Украины огромные объемы зерна лежат в хранилищах и могут попасть под утилизацию. Как указывает Bloomberg, этим уже воспользовались российские экспортеры — например, традиционный импортер украинской пшеницы, Израиль, уже приобрел первые партии зерна из России.
Москва отвергает ответственность за происходящее, но на Западе считают, что это может быть осознанной стратегией. Продолжает корреспондент CBS в Одессе Имтиаз Тайаб:
«Госсекретарь США Энтони Блинкен обвинил Москву в использовании продовольствия в качестве оружия. Украину называют «житницей Европы» — это крупный экспортер пшеницы, кукурузы и подсолнечного масла. По данным ООН, порядка 1, 7 млрд человек в более чем 100 странах мира напрямую пострадают от приостановки украинского экспорта продовольствия из портов на Черном море. Запад опасается, что дефицит зерновых и рост цен приведут к волнениям в развивающихся странах, зависящих от продовольственной помощи. В хранилищах по всей Украине находится более 22 млн тонн зерна, которое пока не удается экспортировать. Если ситуация не изменится, уже через несколько недель его придется уничтожить, чтобы освободить место для нового урожая. В Киеве сообщают, что власти делают все возможное для расширения наземных торговых путей, чтобы успеть поставить на глобальный рынок максимум продовольствия».
На Западе видят два пути выхода из продовольственного кризиса. Более реалистичный — поставка продукции украинского агропрома сухопутными путями. Сейчас на западных границах Украины стоят многокилометровые очереди из грузовиков, а Киев и Варшава активно работают над упрощением системы контроля. В частности, украинских и польских пограничников могут разместить на совместных КПП для сокращения времени ожидания.
Другой вариант — возобновление морских поставок зерна и других ресурсов и товаров, но для этого нужно разблокировать черноморские порты Украины. Москва настаивает, что судоходство было прекращено из-за решения Киева о минировании своей акватории, Украина обвиняет Россию в морской блокаде Одессы. На фоне этого газета Times сообщила об обсуждении Лондоном возможности использования Королевского флота для сопровождения украинских сухогрузов, но на Даунинг-стрит уже сообщили Guardian, что таких планов «на данный момент» нет. Сценарий анализирует директор Центра европейской информации и доцент МГИМО Николай Топорнин:
директор Центра европейской информации, доцент МГИМО
«В Черноморском бассейне находятся такие государства НАТО, как Турция, Румыния, Болгария. Корабли НАТО, те же самые турецкие, румынские корабли, имеют полное право плавать так же, как и российские корабли. Но вот возникает проблема, что может произойти в том случае, если там действительно появится серьезная военная эскадра, которая будет заниматься охраной украинских торговых судов. Это предложение на самом начальном этапе, и пока решения по нему нет. Но Еврокомиссия разрабатывает параллельный проект, называемый «Путь солидарности», и предлагает экспортировать украинскую пшеницу через сухопутные границы с Венгрией или Польшей. Пока инфраструктура не позволяет Украине через западную границу экспортировать большое количество зерна, поэтому есть вариант по Черному морю, за который выступает Великобритания, но многие в Европе — в Берлине, в Париже — считают, что это более сложный путь, который может привести к военному конфликту с Россией».
Российские власти комментируют тему продовольственного кризиса по мере необходимости. Дмитрий Песков назвал «фейком» заявления ООН о вине Москвы за сокращение украинского экспорта зерновых и возложил ответственность на страны, которые вводят санкции. Постпред России при ООН Василий Небензя заявил, что сама Украина усугубляет кризис, поставляя зерно Евросоюзу, а не развивающимся странам. Сообщения западных СМИ об незаконном вывозе запасов зерна с неподконтрольных Киеву территорий Кремль также называет ложными.