Южный экспорт меняет вектор развития
Исторические события начала года повлияли на внешнеэкономическую деятельность, сократив ее объем и изменив правила обращения с валютной выручкой. Предприятия-экспортеры предпринимают антикризисные меры и адаптируются к новой реальности
Трансформацию деятельности бизнеса в новых условиях, на круглом столе «Адаптация южного экспорта», организованном Аналитическим центром «Эксперт Юг» обсудили эксперты, а также представители экспортных компаний и органов власти.
Наиболее актуальные вопросы сегодня касаются мер поддержки экспорта, перспективных логистических каналов и финансовых инструментов.
По словам Павла Войтова, начальника управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Ростовской области правительство России утвердило перечень недружественных государств, юридических и физических лиц. Некоторые из них, например Украина, Швейцария и Германия, являлись партнерами Ростовской области. Однако теперь регион адаптируется, направляя вектор экспортных поставок в страны Африки и Азии. На долю Азии пришлось уже порядка 49% донского экспорта, а на долю Африки — более 21%.
На региональном уровне власти оперативно отреагировали на происходящее: был организован Штаб по обеспечению устойчивой работы экономики региона, а 12 марта утвержден План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Ростовской области в условиях внешнего санкционного давления:
Один из его пунктов — «диверсификация экспорта и меры по борьбе с ограничениями интеграции Российской Федерации в мировую экономику» — подразумевает снижение стоимости российских сертификатов и других документов, необходимых для экспорта, а также упрощение процедур их получения. Увеличивается и объем субсидий на компенсацию транспортных расходов, а также снижаются тарифы на перевозки ОАО «РЖД». Работа на данном направлении продолжается, отметил г-н Войтов.
Помимо этого, активно работает АНО «Центр поддержки экспорта» Ростовской области: планируются выставки в Узбекистане, Турции, Израиле и софинансирование транспортных расходов на территории РФ для экспортеров. Основная задача Центра остаётся прежней — оказывать поддержку малым и средним предприятиям в их продвижении на экспорт, в их стремлении выйти на внешние рынки. Основная сложность сегодня, по словам директора Центра Аркадия Мурзаева заключается в логистике:
— Разрушаются логистические цепочки, нарушаются сроки доставки, либо транспортные компании отказываются выполнять свои обязательства. Новороссийский порт работает в напряжённом режиме. С рынка ушли крупные международные операторы, например, MAEX.
Однако вместе с рядом трудностей Аркадий Мурзаев выделяет и возможности:
— При этом идут постоянные отгрузки на Турцию, открывается новая линия на Мерсин. Сегодня РЖД совместно с дочерней компанией «РЖД Логистика» предпринимают усилия для поддержки российских импортеров и экспортеров. Более того, фактически заработал коридор Север-Юг, по которому контейнеры идут через территорию Ирана в Персидский залив и Индийский океан. А это транспортировка грузов из Индии, Бангладеша и Пакистана. Индия важна, потому что это не только текстиль, но и медицинские препараты. До сих пор коридор не работал, потому что не был востребован».
По словам Мурзаева, анализ деятельности экспортеров, обратившихся в Центр поддержки экспорта, показывает, что недружественные страны составляли всего 10% экспорта Центра. Наиболее популярные для экспортеров регионы — это СНГ, Ближний Восток, Африка.
Бизнес увидел новые перспективы, но есть проблемы с логистикой
По словам директора ООО производственно-коммерческой фирмы «Маяк», Любови Железной, после введения санкций перспектив ведения бизнеса за границей не наблюдалось: была неясна логистика, перечень санкционных товаров. Однако позже стали понятны новые возможности, связанные, прежде всего, с новыми тарифами РЖД и упрощением взаимодействия с Китаем.
Впрочем, новые морские или железнодорожные маршруты подходят не всем. Марина Гдалевич, заместитель генерального директора по международным связям ЗАО «ОКБ «РИТМ», отметила, что их товар — высокотехнологичные медицинские изделия — можно перевозить только на самолёте:
— Сейчас мы решаем этот вопрос и ищем возможности для поставок в Европу. В частности, через Турцию. Что касается дальних поставок, например, в Австралию. К сожалению, местные перевозчики не берутся за них, потому что многих туда не пускают. Единственный способ, который мы сейчас пробуем, — это DHL. Мы его рассматриваем только потому, что у нас небольшой объём и вес поставки при большой цене. Но это, конечно, влечёт дополнительные расходы, которые уже выросли в два-три раза».
Ещё одна проблема, по мнению Алексея Трофимченко, директора по экспорту АО «Клевер», — это длительное оформление сертификатов происхождения. По его словам, это отнимает в лучшем случае половину недели. Всё это время машины стоят, а за простой приходится платить.
— Касательно логистики мы сталкиваемся с проблемой, потому что ряд клиентов находится на территории ЕС. Выход мы видим один — искать зарубежных перевозчиков. И хотелось бы, чтобы им не запретили заезжать на территорию РФ. Потому что желающих и так немного, но пока это единственный способ, каким мы можем доставлять в Европу. Ещё есть вариант делать это через Турцию, но это дороже. И без того стоимость перевозки наземным транспортом в среднем выросла на +110–150%, водным — +250% к тому, что было. Это существенно влияет на привлекательность товара на зарубежном рынке, потому что конечная стоимость увеличивается».
Валерий Погребняк, заместитель директора по развитию ООО «Ингениум», добавляет, что у экспортеров, которые работали на зарубежных комплектующих, есть проблема с импортом. Ведь импортозамещение — более трудоемкий и длительный процесс, чем поиск новых логистических цепочек:
— До февральских событий у нас были перспективы в странах ЕС, мы получили их маркировку. В нашем оборудовании используются, например, компрессоры, которые не выпускаются в России. Ищем альтернативы, в том числе в Китае, занимаемся импортозамещением на базе своего предприятия и других российских. Это привело к пересмотру линейки выпускаемой продукции. Замена компонентной базы влияет на технические параметры оборудования. Сейчас работаем над новым каталогом, прежде чем выйти с предложением к нашим потенциальным покупателям, в том числе и по экспортным поставкам. У нас проблема больше не с экспортом, а с импортом».
Для ввоза и вывоза есть ряд ограничений
По словам Максима Ткачева, и. о. заместителя начальника службы организации таможенного контроля — начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Южного таможенного управления (ЮТУ), сложившаяся ситуация заметные внесла коррективы в статистику за I квартал года:
— Если брать статистику по перемещению транспортных средств, показатели возвратились и по ряду регионов даже превышают те цифры, которые были до февральских событий. Основная группа товаров, то есть энергоносители, на 24% увеличилась по сравнению с первым кварталом 2021 года. Также выросла группа остатков пищевой промышленности и готовых кормов для животных — это 13%. При этом мы фиксируем снижение экспорта злаковых из Ростовской области на 66%, а также снижение экспорта масел растительного и животного происхождения на 11%. Если же исключить зерно и топливный сектор, общий рост экспорта Ростовской области составит 35%.
Екатерина Голубейкова, начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля ЮТУ, рассказала, какие ограничения сейчас присутствуют и какие новые возможности есть у экспортеров:
— 8 марта был издан указ президента, которым были введены специальные экономические меры с целью обеспечить стабильность на внутреннем рынке. Также были введены запреты и ограничения на вывоз ряда товаров — это 311, 312 и 313 постановления. С ними мы уже значительное время живем, поэтому разобрались. Что касается нашего региона, речь идёт о подсолнечном масле. Постановлением было введено квотирование вывоза масла с 15 апреля за пределами стран ЕАЭС. Это значит, что нужно предоставлять лицензию. При этом в пределах стран ЕАЭС ограничений на вывоз нет. Тенденции и результаты мы увидим позже.
Однако также предусматривается особый порядок вывоза, если экспортёр может объяснить необходимость этого. Государство, по словам Голубейковой, предоставляет возможность на вывоз в особом порядке:
— Что касается импорта, 353-м постановлением был облегчен порядок подтверждения соответствия товара. Это значит, что запасные части, комплектующие и компоненты, сырье и материалы могут ввозиться без декларации и сертификата соответствия. Также были продлены сроки действия декларации и сертификата. Разрешён ввоз товаров, предусмотренных регламентом, без необходимой маркировки. Таможенные органы теперь не контролируют маркировку при ввозе; условный выпуск для нанесения маркировки заявлять не нужно; товары сразу выпускаются в обращение.
В экспортных сделках появились новые нюансы
Помимо Центра поддержки и государства, экспорту помогают банковские программы. Руководитель Ростовской региональной дирекции Банка «Кубань Кредит» Татьяна Горобец отметила, актуальность финансовых инструментов для экспортеров в нынешний период:
«"Кубань Кредит" предоставляет предприятиям все необходимые банковские услуги для ведения полноценной внешнеэкономической деятельности. Мы работаем с ведущими мировыми валютами – долларами США, евро, английскими фунтами, швейцарскими франками, китайскими юанями, к которым недавно добавились турецкие лиры. Филиальная сеть Банка действует в Краснодарском крае, Ростовской области, Республике Адыгея и Москве».
Сегодня получение оплаты и грамотная работа с валютами — актуальная проблема. Марина Гдалевич, заместитель генерального директора по международным связям «ОКБ «РИТМ» сообщила, что у них есть проблемы с получением оплаты по зарубежным контрактам:
«Мы отменили несколько счетов в банках. Если говорить об отправке оплаты из ЕС, мы пробуем это сделать небольшими суммами — буквально по тысяче евро. Все очень неустойчиво. А оплату из США мы получить вообще не можем. Сейчас рассматриваем альтернативные варианты получения через компании-посредники».
Татьяна Горобец в данной ситуации рекомендует использовать российский рубль, турецкую лиру и китайский юань. По ее мнению, сегодня это самые безопасные валюты:
«Тот, кто в настоящее время активно работает с долларами США, сталкивается с большими задержками по платежам. Возможно, это будет наблюдаться и при операциях с евро. Сказываются последствия санкций, которые введены против ряда крупных отечественных банков. В этой связи бизнесу стоит обратить внимание на региональные банки – на них не распространяются санкционные меры. Желательно также задуматься о переводе операций в национальную и альтернативные валюты. Потому что количество евро и американских долларов, по всей вероятности, в обращении будет становиться меньше, и, соответственно, задержки будут увеличиваться ».
Сейчас, по ее словам, оптимально работать с Китаем: связь установлена без транзитных банков, платежи зачисляются в течение часа без задержек. У многих банков там открыты счета в юанях и долларах США.
Ещё один важный момент, который по-прежнему остается актуальным — с 9 марта все экспортеры обязаны продавать 80% валютной выручки. Ранее сделать это было необходимо в течение трех рабочих дней, сегодня у экспортеров есть 60 дней.