Авиаторы не могут обработать поля из-за дефицита трекеров
Эти устройства, подключенные к системе "ЭРА-ГЛОНАСС", нужно устанавливать на самолеты. Летать над полями можно только на Ан-2 и вертолетах Ми-2. Таковы временные требования Минобороны России и Росавиации, которые действуют с 28 марта на территориях вдоль российско-украинской границы и вглубь страны на триста километров. Так должна обеспечиваться безопасность авиации.
Оператор государственной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" получает, обрабатывает и передает информацию о полетах малой авиации в южных регионах страны через трекеры в минобороны. Это позволяет не останавливать обработку сельхозземель в период "закрытого неба", пояснили "РГ" в минпромторге.
Однако владельцы самолетов столкнулись с дефицитом трекеров и бюрократией. "Нам ежедневно звонят производители: "когда же вы прилетите?" Но мы не знаем ответа. Процедура подключения трекеров застопорилась", - рассказывает Сергей Лыгин, коммерческий директор авиакомпании "Новатор" в Волгоградской области. Большинство воздушных судов находятся на аэродромах. Проблема только в том, что нет согласованности действий и понятного алгоритма взаимоотношений, поясняет он.
Начинка сертифицированных трекеров "Иридиум" принадлежит США. Сейчас ведутся переговоры, чтобы задействовать другие трекеры, которые авиаторы используют для собственных нужд. С помощью этих трекеров воздушное судно фиксирует свое местоположение по спутниковой связи системы ГЛОНАСС, а передача данных идет по каналам GSM, то есть мобильной связи.
Пока внимание на проблему обратил только минсельхоз Ставропольского края. Там выступили с заявкой о необходимости обработать 1 млн гектаров.
По словам Лыгина, при оптимистичном прогнозе и нормальных погодных условиях потери урожая могут составить до 15%. Но если с середины мая пойдут дожди и наземная техника не сможет работать, потери могут достичь 50%. Основную опасность несут саранча, совка, клоп и другие вредители.
Такие же прогнозы дает и глава фермерского хозяйства в Ростовской области Петр Тарасенко. "В прошлом году обрабатывал площадь 1,4 тысячи гектаров, в этом году - ни одного. И такая ситуация во всем районе", - говорит он.
- Альянс "Авиахимфлот", - рассказывает Сергей Куделин, у которого свое авиасельхозпредприятие ИП "Куделин" в Краснодарском крае, - получил разрешение от Генштаба на работу своих 22 бортов. Но у них трекеры, которые работают на американской платформе, что сегодня неактуально. Но главное, трекеров нет в доступной продаже, нельзя приобрести, да и стоимость высокая. По словам Куделина, нужно как можно скорее проводить обработку полей от вредителей, но все самолеты стоят. "Все это время мы ведем переговоры, пытаемся достучаться до властей", - сетует он.
Самое важное впереди - обработка сельхозугодий от вредителей. Ее эффективнее проводить именно с воздуха, потому что обработать поля нужно в течение 10-15 дней. Подсолнечник, кукурузу можно обрабатывать только с воздуха. На засеянных ими полях наземная техника просто не пройдет.
"В этом году ситуация патовая. Производители обращаются, мы не вылетаем", - говорит Максим Меркулов, владелец аэродромного комплекса "Аэромакс" в Ростовской области. Разрешено использовать только определенные марки трекеров, на которых стоит иностранное обеспечение, но для них не поставляются запчасти. "Когда мы сделали запрос, нам ответили, что их не будет", - говорит Меркулов.
При этом Клим Галиуллин, глава "Аэрохимфлота", 22 бортам которого разрешили летать, утверждает, что недовольство фермеров вызвано боязнью "прозрачности" рынка, поскольку трекеры сразу же покажут, кто, где и как летает. По его словам, значительная часть авиахимработ выполняется с нарушениями и без уплаты налогов, а сами трекеры не проблема - стоимость устройства от 40 до 70 тыс. рублей. Сейчас комплект резины на авто купить дороже.
Технический координатор проекта FLY РФ.РУ "Децима", компании, которая занимается продажей трекеров, Валерий Бобряков рассказывает, что программное обеспечение готово, а самолеты летают. "Месяц назад были массовые обращения с просьбой поставить спутниковые системы. Отдали все, что были, их не хватило. Но у остальных есть другие трекеры", - говорит он. Правда, нужно было техническое согласование протоколов. Потому приняли решение - при полетах не выше 50 метров использовать автомобильные трекеры типа "Автографа", которые работают не по спутнику, а в системе сотовой связи, добавляет он.