Украина. Исследование: наиболее распространенные каналы сбыта зерновых фермерами и сельхозпредприятиями
1 ноября 2004 09:28
В условиях роста конкуренции на существующих рынках и формирования новых перспективных и в то же время более требовательных сегментов потребления сельхозпродукции маркетинговая деятельность приобретает все большую значимость для товаропроизводителей. Как показывают результаты исследования "Аграрное производство и аграрный бизнес в Украине" (Проект развития агробизнеса в Украине Международной финансовой корпорации 2004 г.), фермерские хозяйства имеют менее разветвленные каналы сбыта зерновых и масличных культур, чем сельхозпредприятия. Наиболее весомым каналом сбыта зерновых и масличных как для фермеров, так и для сельхозпредприятий является продажа продукции оптовым торговым компаниям (трейдерам). В 2003 г. таким образом было продано 40% и 34% от всего объема реализованной продукции фермерскими хозяйствами и сельхозпредприятиями соответственно. Отмечается, что вторым по важности каналом реализации этой товарной группы является продажа на розничных фермерских рынках: так было реализовано, соответственно, 28% и 20% зерновых и масличных от общего количества проданной продукции фермерами и сельхозпредприятиями. Таким образом, возможность получения более высокой цены и доступность этого канала сбыта может перевесить основные его недостатки – незначительные объемы реализации и существенные затраты рабочего времени. Третьим по важности каналом сбыта зерновых и масличных для двух категорий хозяйств являются оптовые рынки. Через оптовые рынки реализуется, соответственно, 19% и 12% зерновых и масличных культур, которые были выработаны для реализации фермерами и сельхозпредприятиями. Из результатов исследования видно, что сельхозпредприятия традиционно более тесно работают с государственными закупочными организациями – 6% товарной продукции сельхозпредприятий реализуется государству. Значение этого показателя для фермерских хозяйств составляет лишь 1%. Объемы реализации зерна и масличных через другие каналы сбыта (биржи, комбикормовые заводы, прямой экспорт) были очень незначительными. По каким критериям товаропроизводители выбирают тот или иной канал сбыта? Для большинства опрошенных предприятий "выгодная цена" на продукцию остается основным критерием при выборе канала сбыта: 37% опрошенных производителей зерновых/масличных назвали этот критерий как один из трех важнейших, который побудит их реализовать продукцию именно через тот или другой канал сбыта. Такой выбор производителей можно объяснить тем, что в большинстве случаев полученная выручка за реализованную продукцию является практически единственным источником доходов, которые необходимы для пополнения оборотных средств и развития предприятия. При таких условиях другие критерии в выборе канала реализации (транспортировка/хранение продукции) играют меньшую роль. Вторым по важности критерием при выборе канала реализации является "стабильность сбыта". Около 26% производителей зерновых/масличных указали этот критерий как один из трех важнейших при выборе канала сбыта продукции. "Возможность предоплаты" назвали важным около 19% производителей зерновых/масличных. В соответствии с мнением респондентов, розничные и оптовые рынки являются наиболее прибыльными каналами реализации сельскохозяйственной продукции. Так, 11% респондентов считают розничные рынки "очень прибыльным", а 64% "прибыльным" каналом реализации. Относительно оптовых рынков, то, соответственно, 29% и 44% респондентов называют этот канал реализации "очень прибыльным" и "прибыльным". Вместе с тем, необходимо принимать во внимание тот факт, что в условиях реализации продукции большими партиями продажа через оптовые и розничные рынки может усложняться, поскольку весьма проблематично реализовать большие объемы на протяжении короткого промежутка времени. При таких условиях перспективной является реализация продукции торговым компаниям и предприятиям пищевой промышленности. Как показывают результаты исследования, наименее прибыльным каналом реализации является продажа сельхозпродукции государству: только 4% респондентов назвали этот канал "очень прибыльным", 31% "прибыльным", а 58% и 7% опрошенных назвали этот канал "неприбыльным" и "очень неприбыльным".