22 декабря 2024 г., Воскресенье
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


ФАС предложила наказывать за завышение цен всех участников рынка

25 марта 2022 13:30

ФАС прорабатывает возможность наказывать за спекуляцию всех участников рынка. Пока такие нормы действуют только в отношении доминирующих компаний, в ведомстве же обсуждают распространение меры на все предприятия. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ФАС. 24 марта ведомство сообщало о возбуждении дел против торговых сетей «Пятерочка» и «Магнит» из-за недостаточных поступлений сахара в магазины в Воронежской области. Но и более мелкие игроки пользуются кризисной ситуацией: например, некоторые продавцы на маркетплейсах задрали цены в разы.

Излишний рост

Сейчас запреты на необоснованное повышение цен действуют только в отношении доминирующих продавцов и производителей, сказали «Известиям» в пресс-службе ФАС. Ведомство рассматривает возможность распространить действие антимонопольного законодательства не только на доминантов, но и на других участников рынков, включая посредников, завышающих цены в период повышенного спроса, уточнили в службе.

— ФАС прорабатывает вопрос о совершенствовании антимонопольного законодательства. Окончательного решения по перечню предложений по его изменению пока нет, — заключили в ведомстве.

Аналогичную инициативу в адрес председателя высшего совета «Единой России» Бориса Грызлова и секретаря генсовета партии Андрея Турчака направил первый зампред комитета ГД по экономической политике Денис Кравченко. С копиями документов ознакомились «Известия».

Запрет на ажиотажное завышение цен и создание искусственного дефицита товаров в отношении крупных компаний предусмотрены ст. 10 ФЗ-135. Согласно действующей редакции ст. 14.31 КоАП, нарушение этих норм доминантами может караться оборотными штрафами до 0,15% от выручки.

24 марта ФАС сообщала о возбуждении дел против торговых сетей «Пятерочка» и «Магнит» из-за недостаточных поступлений сахара в магазины в Воронежской области.

— В ходе проверки на складах компаний обнаружены значительные запасы сахара-песка. При этом компании синхронно не поставляли в магазины товар, поддерживая ажиотажный спрос, — сказано в сообщении службы.

Не только федеральные ритейлеры, но и более мелкие игроки пользуются кризисной ситуацией. Как писали «Известия», ряд предпринимателей в последние недели взвинтили цены в разы на продукцию даже из старых партий. Некоторые бренды одежды увеличили стоимость ряда позиций до 80%. Контактные линзы на маркетплейсах выросли в цене вдвое. Встречаются предложения о продаже тампонов за 1,3 тыс. рублей за пачку.

Сейчас важно принимать меры против спекулятивного повышения цен, в нынешних условиях эта проблема для людей самая серьезная, сказал экономист, основатель клуба венчурных инвесторов ITleaders Егор Клопенко. Стоит разработать такое законодательство, которое было бы применимо в любых стрессовых ситуациях в стране, уверен эксперт.

Отраслевые опасения

Представители бизнеса критикуют обсуждаемую меру. Если на конкурентном рынке нет монополий и картельного сговора, то не стоит вмешиваться в работу предприятий, вводя новые термины и расширяя круг регуляторики, считает исполнительный директор ассоциации производителей «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Дефицит — термин, обозначающий снижение предложения, и в рыночной экономике компенсируется корректировкой цены, что позволяет снизить спрос и иметь товар на полке, сказал он.

— При наличии конкуренции искусственность снижения предложения исключена, так как хозяйствующие субъекты ведут себя по-разному. Расширение субъектности регулирования приведет к коррупционным рискам и возможному злоупотреблению полномочиями проверяющих органов, — считает он.

Например, сейчас предприятия пищевой промышленности сами решают, какой производственный запас сырья им необходим, но при принятии изменений может появиться риск привлечения к ответственности, полагает Дмитрий Востриков.

Кроме того, неясно, кто будет устанавливать факт спекуляции, какие цены берутся в расчет и не вызовет ли эта мера дополнительный дефицит товаров, отметил член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков.

— Мера может затронуть многих представителей малого бизнеса, которые занимаются розничной торговлей. Их закупочные цены гораздо выше, чем оптовые цены торговых сетей, следовательно, и стоимость товаров больше, — сказал он.

Как на бумаге

Прежде чем оценивать предложение, необходимо понимать, как оно будет выглядеть на бумаге, отметил член совета Московского отделения «Опора России» Павел Зюков. Сегодня на законодательном уровне есть инструменты, позволяющие пресекать недобросовестные действия участников рынка, в том числе связанные с искусственным повышением цен на товары, обратил внимание он.

— Возможно, будут установлены группы товаров, спекуляция в отношении которых будет наказуема. Тогда под понятие нарушения будут попадать действия любых организаций, которые участвуют в перепродаже соответствующих групп товаров, — считает специалист практики имущественных и обязательственных отношений юридической фирмы Amulex.ru Виктория Соколова.

Что касается доказательств, можно предположить, что будут проверки ФАС на основании жалоб граждан или тех организаций, которые делают закупки у посредников, добавила юрист.

Далеко не весь бизнес поднимает цены просто так, подчеркнул Алексей Мостовщиков. Для этого существуют определенные предпосылки — например, падение курса рубля, удорожание логистики, прекращение существующих цепочек поставок, пояснил он.

По словам директора по маркетингу «Айкрафт Оптики» Екатерины Медведицыной, импортные поставки в будущем будут значительно дороже, и, понимая это, некоторые компании повышают цены, чтобы сделать переход к новым реалиям плавным. Но крупный бизнес с высокой долей импортозамещения и запасом прочности, наоборот, несмотря на ажиотаж, удерживает цены стабильными, подчеркнула она.

Резкое неоправданное повышение цен — стратегическая ошибка, уверен президент Magic Group, создатель универмагов российских дизайнеров Slava и «Йармарка» Александр Перемятов. Лояльность покупателя завоевывается годами, а теряется за недели, подчеркнул он.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: