Дефицит подсолнечного масла в Испании — благо для оливкового масла
Скачок цен на подсолнечное масло в Испании после сокращения поставок с Украины предоставил новые возможности для производителей одного из самых известных испанских продуктов — оливкового масла.
Даже после того, как испанские супермаркеты ограничили продажу подсолнечного масла несколькими бутылками на человека, полки магазинов опустели, что побудило розничных продавцов заполнить их отечественной альтернативой.
В Испании гарантированно будут потреблять масло в бутылках, потому что в стране достаточно оливкового масла, считает Примитиво Фернандес, президент Национальной ассоциации производителей пищевых масел.
На подсолнечное масло с Украины приходилось около 40%, или 400 тыс. т, от общего объема импорта в Испанию этого продукта в дополнение к 300 тыс. т, которые производятся в стране.
Согласно последним официальным данным, цена на подсолнечное масло за последнюю неделю выросла на 64%.
По мере того как покупатели делали запасы, продажи всех пищевых масел выросли на 289% по сравнению с той же неделей в 2021 году, согласно исследованию рынка NielsenIQ, цитируемому испанским государственным телевидением.
Ретейлеры призвали людей воздерживаться от панических покупок, которые ранее наблюдались в начале пандемии COVID-19.
«Это произошло с туалетной бумагой в 2020 году, теперь это происходит с подсолнечным маслом или мукой. Это накопление — не более того», — заявил Хуан Роиг, владелец крупнейшей в Испании сети супермаркетов Mercadona.
Испания производит больше оливкового масла, чем потребляет, и экспортирует треть производимого масла первого отжима и рафинированного масла.
По оценкам отрасли, у страны будет 1,5 млн т оливкового масла и еще 250 тыс. т оливкового масла из жмыха (более рафинированный побочный продукт), чтобы покрыть дефицит импортного продукта, пока не найдут ему замену.
Испания также надеется продать больше оливкового масла соседним Франции и Германии. «Мы уверены, что это возможность, — сказал Фернандес. — Вероятно, мы сможем выйти на новых потребителей».
Правительство Испании присоединилось к тем, кто говорит об оливковом масле как о решении проблемы дефицита подсолнечного, а 14 марта министр сельского хозяйства Луис Планас заявил местному телевидению, что оливковым маслом можно легко заменить подсолнечное.
«Я лично убедился в супермаркете, что некоторые оливковые масла помечены как масло для жарки — практическая демонстрация того, что его можно и нужно использовать для жарки», — сказал он.
Но некоторые рестораторы и производители полуфабрикатов, рыбных консервов и хлебобулочных изделий не согласны с тем, что эти два масла взаимозаменяемы, пишет «Центр Агроаналитики» со ссылкой на Reuters.
На кондитерской фабрике Mallorca на юге Мадрида обжаривают торриху (гренки из сладкого хлеба, смоченного в молоке с сахаром, приготовленные в огромных котлах с подсолнечным маслом). Хакобо Морено, один из владельцев сети, основанной в Мадриде 90 лет назад, сказал, что ему пришлось смириться с ростом стоимости подсолнечного масла с 1,2 евро до 2,60 евро за литр в течение четырех дней, чтобы обеспечить должное качество продукции к пасхальному сезону. Но подсолнечное масло по-прежнему дешевле оливкового, которое стоит около 4 евро за литр.
«Это правда, что в Испании у нас больше всего оливкового масла и им мы больше всего знамениты, но реальность такова, что оно не подходит для выпечки из-за его агрессивного вкуса», — сказал он.
Печенье, шоколадные кремы для начинки кондитерских изделий и расфасованный хлеб также должны изготавливаться с использованием подсолнечного масла, заявил генеральный секретарь Испанской ассоциации кондитеров Рубен Морено Пардо. «У нас есть две, максимум три недели до того, как закончатся запасы подсолнечного масла», — сказал он.
Его промышленность рассматривает другие растительные масла в качестве альтернативы, такие как кукурузное или кокосовое, но их стабильные поставки в Испанию пока не осуществляются.
Производители рыбных консервов используют при изготовлении как минимум половины своей продукции подсолнечное масло. Хотя они также используют и оливковое масло, они опасаются, что его более сильный вкус и более высокая стоимость могут оттолкнуть покупателей, сказал генеральный секретарь Национальной консервной ассоциации Хуан Виейтес.
Перевод выполнен ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам сайта nasdaq.com