Казахстан против соглашения о Евразийском агроэкспрессе
В России в 2019 году был запущен Агроэкспресс с целью ускоренной доставки сельскохозяйственной продукции на внешние рынки. Проект разрастался, и в настоящее время его участниками уже являются АО «РЖД Логистика» и «Славтранс-Сервис» (Россия), АО «KTZ Express» (Казахстан), ООО «Бремино групп» (Беларусь). Управляет проектом дирекция в форме автономной некоммерческой организации «Евразийская Агрологистика». Теперь масштабировать Агроэкспресс предлагается на уровне Евразийского экономического союза, для чего Коллегия ЕЭК разработала проект распоряжения Евразийского межправсовета. Проект уже поддержали все страны Союза, за исключением Казахстана.
Суть проекта
На прошлой неделе проект Евразийского агроэкспресса презентовали для казахстанского агробизнеса. Как рассказала гендиректор «Евразийской агрологистики» Алевтина Кириллова, за два года реализации агроэкспресса из России в Китай было отправлено 996 тыс. тонн агропромышленной продукции: мясной, кондитерской, масложировой и зернобобовой. В настоящее время в Китай еженедельно отправляется один-два поезда.
Помимо Китая начались отправки агропродукции в Узбекистан. Обсуждается присоединение к проекту Туркменистана и Таджикистана. В перспективе рассматривается и европейский рынок.
Определены основные маршруты и точки консолидации Агроэкспресса: на территории Казахстана эти точки - в Караганде, Нур-Сутане и Шымкенте, где совместно с KTZ Express можно формировать погрузку.
«Проект уже начал масштабироваться на агрокоридор Север-Юг. В настоящее время мы получили от Новосибирской области подтверждение объемов перевозок зернобобовых на Иран, и мы планируем запустить его через инфраструктуру порта Актау в Казахстане, поскольку это оптимальный логистический маршрут. В этой связи возможности казахстанской транспортной инфраструктуры будут полноценно использованы», - отметила Алевтина Кириллова.
Кроме того, решается вопрос об упрощении ввоза продукции в Китай. «Евразийская Агрологистика» совместно с ЕЭК направила в Главное таможенное управление КНР предложение о формировании «Коридора доверия Россия – Китай», чтобы открыть сухопутные границы. В данном режиме, в частности, предлагается запустить поезда с мясной продукцией через российско-китайские и казахстанско-китайские границы.
«При формировании совместных регулярных полносоставных отгрузок на Китай казахстанский экспортер, также как и российский, может купить грузовой билет по конкурентной, публичной, долгосрочной цене. Мы ставим задачей регулярность и доступность этого сервиса для всех грузооправителей, включая малый и средний бизнес», - рассказала руководитель «Евразийской агрологистики».
Позиция Казахстана
Несмотря на успешность проекта, повышать его статус в Казахстане не спешат. Выступившие на презентации представители отраслевых объединений единодушно заявили, что Агроэкспресс преждевременно выводить на межправительственный уровень. В частности, как отметил Константин Невзоров, президент Масложирового союза Казахстана, в случае предоставления равных условий при экспорте казахстанской и российской продукции, для наших предпринимателей возникают высокие риски.
«Себестоимость переработанной продукции в РФ значительно ниже ввиду природно-климатических условий, оснащенности. Наши перерабатывающие предприятия еще не настолько технически оснащены, чтобы напрямую конкурировать с продукцией Российской Федерации. Проект преждевременный, мы к нему пока не готовы. Казахстан рискует потерять свои позиции на вешних рынках. Все мы знаем, что у нас есть проблемы в логистике, мы боимся, что наши железнодорожные пути будут заняты большим потоком грузов. У нас и так сейчас есть задержки по перемещению наших грузов, ситуация может еще больше усугубиться», - пояснил позицию Константин Невзоров.
В свою очередь Шокан Бадыхан, исполнительный директор Зернового союза Казахстана отметил, что Агроэкспресс, помимо Китая, затрагивает традиционные рынки казахстанского экспорта – страны Средней Азии.
«Узбекистан является нашим основным потребителем зерновой и масличной продукции. Вы сами знаете, что себестоимость продукции Казахстана в последнее время бьет рекорды. И при поступлении более дешевой продукции из РФ мы рискуем значительно потерять наши позиции», - заявил он.
Позицию предпринимателей поддержали Министерство торговли и интеграции и НПП «Атамекен». По словам представителя Департамента экономической интеграции Минторговли Данияра Досумова, функции дирекции проекта при необходимости можно закрепить на уровне договоренности между хозяйствующими субъектами – участниками Агроэкспресса, прописав в нем точки консолидации, маршруты и другие условия.
При этом поддерживать его на уровне ЕЭК Казахстан в данный момент не считает целесообразным.
Конкуренция остается
Выслушав категоричную позицию Казахстана, директор департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Игорь Назарук предложил еще раз обдумать этот вопрос. Учитывая открытые в рамках ЕАЭС границы, он призвал Казахстан к сотрудничеству, а не к конкуренции.
«Нацеленность нашей Комиссии, всей нашей работы - на то, чтобы объединяться и усиливать наш общий потенциал не только внутри Союза, но и на внешних рынках. Одним из перспективных и очень востребованных рынков является Китай, возможности там колоссальные. Россия, Беларусь и другие страны туда заходят и конкурируют с Австралией и Новой Зеландией - по зерновым, или Бразилией и Аргентиной – по мясной продукции. Всем на этом рынке находится место. Если вдруг Казахстан не поучаствует в этом проекте, это не означает, что Россия, Беларусь и другие партнеры перестанут организовывать свои поставки на рынок Китая. Разработанный Комиссией проект распоряжения поддержан четырьмя странами из пяти: Казахстан его пока не поддерживает. Значит, есть пища для дальнейшего обсуждения этого вопроса. Будем стараться сближать наши позиции», - резюмировал он.