Хлеб припекает к магазинам - Пекари хотят гарантированную долю на полках торговых сетей
Снижение рентабельности хлебопекарной отрасли из-за растущих издержек и необходимости сдерживать отпускные цены требует новых мер поддержки, уверены участники рынка. Российский союз пекарей (РСП) попросил Совет федерации предусмотреть для предприятий возмещение части затрат на электроэнергию и обновление оборудования, а также гарантировать местным поставщикам минимум 50% на полках торговых сетей. Регуляторы уверены, что принятых мер уже достаточно.
Президент РСП (объединяет производителей более 50% хлеба и хлебобулочных изделий в стране) Алексей Лялин направил председателю комитета по аграрно-продовольственной политике Совета федерации Алексею Майорову новые предложения по поддержке хлебопекарной отрасли. Копия письма от 23 декабря есть у “Ъ”. Среди мер — возмещение части затрат на электроэнергию и приобретение оборудования, а также закрепление за местными производителями минимум 50% в локальных торговых сетях.
В РСП отмечают, что рентабельность отрасли снижается из-за роста себестоимости продукции при сдерживании цен на ее реализацию, а также из-за износа оборудования. Это уже привело к сокращению пекарен в России, указывает Алексей Лялин. По его словам, строить новые предприятия без господдержки также невозможно. В Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) со ссылкой на данные Минсельхоза отмечают, что в декабре 2021 года стоимость муки выросла на 2,9%, до 24,6 тыс. руб. за тонну, а подсолнечного масла — на 1%, до 93 тыс. руб. за тонну относительно ноября. Средние розничные цены на хлеб в годовом выражении выросли примерно на 10%, указывают в РОСПиК.
Процентный порог для хлебной полки необходим для продуктовой безопасности — сохранения местных хлебопекарных производств, продолжают в РСП.
По словам Алексея Лялина, сейчас этому мешает политика сетей, которые самостоятельно принимают решение о формировании ассортимента. В РОСПиК уточняют, что, к примеру, в Москве более 30% рынка хлебобулочных изделий приходится на продукцию из других регионов.
Кроме того, крупнейшие сети сегодня активно развивают собственные пекарни, где выпускается продукция из полуфабрикатов. «Пятерочка» (входит в X5 Group) на середину года включала более 4,5 тыс. пекарен во всех 66 регионах присутствия, говорил CEO X5 Group Игорь Шехтерман. Для дополнительной загрузки этих мощностей X5 договорилась с бельгийской La Lorraine Bakery Group о поставке полуфабрикатов с нового завода компании в Калужской области в течение пяти лет. В X5 комментарий не предоставили. В «Магните» заявили, что хлеб и хлебобулочные изделия — категория, где доля местных поставщиков достигает 95%. В «Ленте» говорят, что показатель доходит до 90% в зависимости от локации. В Auchan и Metro не ответили “Ъ”.
Часть участников хлебопекарного рынка между тем не видит необходимости в дополнительных мерах поддержки, предложенных РСП. В РОСПиК отмечают, что возмещение затрат на электроэнергию даст предприятиям необоснованное конкурентное преимущество перед другими отраслями. Кроме того, уже сейчас в регионах действуют меры поддержки для хлебопекарного бизнеса, особенно для малых предприятий, которые формируют более 95% рынка, добавляют в гильдии. «Нужно эффективнее использовать имеющиеся возможности»,— считают там.
По мнению РОСПиК, основная проблема отрасли — низкий уровень конкуренции в первую очередь в регионах, где на 10 тыс. человек приходится одно-два предприятия.
Для сравнения: в других странах это количество потребителей обеспечивает три-четыре завода, указывают в гильдии.
В Минсельхозе обещают рассмотреть предложения РСП после поступления письма. Там напомнили, что в этом году для хлебопекарной и мукомольной промышленности была предусмотрена субсидия на производство и реализацию продукции в 4,7 млрд руб. Кроме того, поддержку отрасли также оказали плавающая экспортная пошлина на зерно и экспортная квота, отметил представитель Минсельхоза.