Зерно рассыпалось по вагонам - Доля железных дорог в его перевозке растет
К середине ноября Россия перевезла половину зерна, запланированного к экспорту в этом сельхозгоду, причем 28% объема поставлено в порты железной дорогой. Несмотря на сокращение объемов экспорта, доля железной дороги в транспортировке зерна растет и по итогам года может превысить 30%. Зимой ожидается дополнительное сезонное увеличение, а в долгосрочной перспективе, этому будет способствовать запрет рейдовой перевалки в порту Кавказ. Но угрозу создает потенциальное смещение отправок на юг, где их в основном обслуживает автотранспорт.
В июле—ноябре Россия экспортировала свыше 21 млн тонн зерна против 25 млн тонн за тот же период прошлого года, рассказали “Ъ” в аналитическом центре «Русагротранса» (крупнейший оператор зерновозов в РФ). По состоянию на 15 ноября вывезена половина прогнозируемого экспортного объема, составляющего, по оценке аналитиков «Русагротранса», 41,5 млн тонн. По железной дороге в направлении экспортных коридоров перевезено 5,84 млн тонн (28%) — это третий результат за последние семь лет после рекордно урожайных 2017 (доля железной дороги — 29%) и 2020 годов (36%). В остальное время эта доля не превышала 27%.
28 процентов
составляет доля железной дороги в экспортных перевозках зерна в июле—ноябре 2021 года.
По мнению аналитиков «Русагротранса», доля железнодорожных перевозок в экспорте сельхозпродукции будет расти ввиду сокращения объемов зерна, доступных на коротких расстояниях, прекращения речной навигации до весны и традиционного уменьшения рейдовой перевалки из-за ухудшения погодных условий в зимние месяцы. По оценке «Русагротранса», по итогам года доля может составить 30–31%.
Минувший сельхозгод был крайне удачным в контексте железнодорожных перевозок зерна, поскольку помимо высокого уровня экспорта имел место большой, с приростом на 60% к предыдущему сельхозгоду, урожай в Поволжье, откуда зерно традиционно вывозится именно железной дорогой (см. “Ъ” от 13 октября 2020 года).
В этом году ситуация сложнее: увеличение экспортных пошлин привело к сокращению отправок зерна за рубеж, но зато оживились внутренние перевозки, которым способствовали рекордный урожай в Сибири и рост спроса на транспортировку зерна оттуда в пострадавшие от засухи Урал, Восточное Поволжье и Казахстан, а также в центральные и северо-западные регионы РФ (см. “Ъ” от 22 октября).
Но в целом железнодорожная погрузка зерна по итогам десяти месяцев сократилась в годовом выражении на 5,1%, а в октябре — на 25% к октябрю 2020 года.
По словам директора «Совэкона» Андрея Сизова, в долгосрочной перспективе доля железнодорожных перевозок может резко вырасти при закрытии рейдовой перевалки в порту Кавказ. «Для всего российского зернового экспорта это будет иметь драматичные последствия,— говорит он.— Но от меры выиграют операторы глубоководных терминалов, которые в первую очередь работают с железнодорожным транспортом».
Гендиректор «Прозерно» Владимир Петриченко ждет, что доля железнодорожных перевозок зерна на экспорт продолжит постепенно расти. Среди причин — переход экспортеров, в том числе компаний не из первой тройки, на использование собственных вагонов для оптимизации издержек и, как следствие, отказ от автомобильного транспорта.
Председатель правления Союза экспортеров зерна (включает ТД «Риф», «Астон», «Деметра-холдинг», Объединенную зерновую компанию, Viterra и др.) Эдуард Зернин говорит, что железная дорога «показывает выдающиеся результаты» в этом сезоне, ограниченные разве что естественными факторами развития ее инфраструктуры:
«Мы ожидаем сохранения темпов в зимнем периоде, когда устьевые порты и рейдовая перевалка снижают активность из-за неблагоприятных погодных условий, а роль глубоководных терминалов, а соответственно, и доля железной дороги растет».
Он добавляет, что другим важным фактором роста доли железной дороги стал интенсивный экспорт в этом сезоне в страны ЕАЭС, в первую очередь Казахстан.
В то же время гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько отмечает неравномерное распределение погрузки: рекордно низкую — из центра, Поволжья и Урала и рекордно высокую — из западной Сибири. По его мнению, при текущем регуляторном режиме перевозка зерна будет концентрироваться на юге, где большая доля приходится на автомобильный транспорт.