Поставить зерно с колес на рельсы: что не так с идеей Еревана запустить черноморский паром
29 октября 2021 12:15
Мультимодальный тип перевозок с использованием парома может стать альтернативой единственному маршруту из России в Армению через Грузию. Однако сейчас в представлении армянских перевозчиков – это только запасной вариант.
Решение властей Армении наладить паромную связь через Черное море может быть оправдано в случае приемлемых тарифов, которые будут равнозначны (или дешевле) стоимости перевозок зерновыми фурами. В противном случае паром не будет иметь спроса по ряду причин.
Ранее министр экономики республики Ваан Керобян сообщил, что правительство Армении поможет наладить грузовую паромную связь через Черное море. Уже в интервью Sputnik Армения Керобян пояснил, что в настоящее время ведутся переговоры с российской и болгарской сторонами.
"Переговоры на последней стадии, вопрос обсуждаем с ОАО "РЖД", ЗАО "ЮКЖД", болгарской судоходной компанией "ВАРНАФЕРИ", Минпромторгом и Минэкономразвития. Мы планируем субсидировать в паромную перевозку", - сказал Керобян.
Таким образом, власти пытаются добиться условий, при которых поставщики согласятся, перенести зерно с колес на паром и рельсы. Один паром вмещает груз в 50 вагонов и 25 фур.
Паром и железная дорога против фуры
В Армению зерно поступает в основном фурами, однако есть объемы, которые страна экспортирует именно по принципу мультимодальной перевозки, но уже не паромом, а на корабле.
Руководитель мукомольного предприятия "Манана Грейн" (одного из двух крупнейших в республике) Гурген Никогосян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения пояснил, что корабль обходится дешевле парома как минимум за счет своей большей вместительности.
"Паром имеет весовые ограничения, корабль вмещает больший объем груза, поэтому в случае мультимодальной перевозки паромная переправа обойдется дороже", - сказал Никогосян.
При этом любой вариант мультимодальной перевозки дороже автомобильной – пути, который фура проезжает через Ларс. С мультимодальной больше волокиты: зерно из разных областей России по ж/д или на автомобиле доезжает до порта (Ростов-на- Дону и иные), оттуда товар загружают на корабль/паром, который доставляет его до грузинского Поти. До Еревана зерно доезжает уже по ж/д или на фуре.
Смена каждой локации, отгрузка/загрузка товара обходится в дополнительную копейку поставщикам. Платить надо везде и по счетам.
В случае с автомобильным путем, фура доставляет груз от российского поля до Еревана напрямую за короткое время, без смены транспортных средств. Следовательно, перевозка обходится дешевле. Кроме того, морской транспорт стал дороже, в декабре ожидается очередная волна повышения цен.
В 2020 году за перевозку 1 тонны пшеницы по морю на корабле поставщики платили 18 долларов, в 2021 году цена выросла почти в 2,5 раза, дойдя до 42 долларов. Паром же, со своими ограничениями по габаритам, обойдется в 70-80 долларов за тонну. В итоге мультимодальная перевозка зерна из пункта А в пункт Б за тонну обойдется в 105-110 долларов, в то время как фурой - в 80 долларов.
Никогосян пояснил, чем больше локаций пересекает товар, чем больше транспортных средств задействовано, тем выше цена. Паром может быть выгоден только в случае, если власти полностью субсидируют такие перевозки.
Вопрос парома, как Дамоклов меч?
Вопрос о задействовании паромной переправы актуализировался после того, как ЮКЖД с 1 декабря приостановила регулярное движения парома по маршруту Кавказ-Поти-Кавказ . Решение было связано с сокращением объемов грузов на рынке перевозок на данном направлении. Тогда же власти Армении решили приобрести собственный паром. Рассматривалась покупка парома 1976 года, стоимость которого составляет от 1,8 миллиона долларов до 2,2 миллиона долларов. Новый паром стране тогда обошелся бы в кругленькую сумму – от 10 миллионов до 12 миллионов долларов.
С тех пор тема остается в повестке властей. Дело в том, что путь к МАПП "Верхний Ларс" периодически закрывается из-за непогоды, а иной альтернативы у Армении для поставок грузов в РФ и экспорта товара оттуда , нет. Кроме того, в Армении ежегодно потребляют от 390 до 420 тысяч тонн зерна, из них импортируется из РФ от 320 до 350 тысяч тонн.