Зона цифрованного земледелия. Экс-партнер ВТБ по агробизнесу запустил маркетплейс для фермеров
Андрей Долуда, сын вице-губернатора Краснодарского края и бывший партнер ВТБ по агробизнесу, запустил маркетплейс для фермеров на платформе Direct.Farm https://direct.farm/. Там уже доступен заказ семян и средств защиты растений (СЗР) и будет организована торговля сельхозпродукцией. Конкуренция среди таких сервисов растет, но для сельхозпроизводителей их ценность неочевидна, и окупить затраты будет сложно.
Андрей Долуда и совладельцы Direct.Farm Дмитрий Бекасов и Сергей Карулин вложили в создание сервисов 250 млн руб., уточнил представитель сервиса.
Как рассказывает господин Долуда, проект будет окупаться через подписку поставщиков, которых Direct.Farm будет продвигать в системе. Размер комиссии не раскрывается.
Покупка возможна в рассрочку на срок до десяти месяцев с уплатой 20% первоначального взноса. В последнем случае сервис выплачивает 80% поставщику самостоятельно, уточняют в Direct.Farm. Там подчеркивают, что платформа обеспечивает финансово-технологический сервис и контроль за работой поставщика. По словам Андрея Долуды, Direct.Farm хочет выйти на 15 млрд руб. ежегодного оборота СЗР и на 10 млрд руб.— семян. До 2024 года также планируется запуск в Казахстане и Белоруссии.
В этом году собственный аграрный маркетплейс «Поле.рф» также запустили «Деметра-холдинг» со структурой гендиректора «Фосагро» Андрея Гурьева. Сейчас на площадке можно купить удобрения «Фосагро», продать зерно, получить финансовые услуги, в разработке — покупка СЗР, семян и др. Как ранее рассказывал председатель совета директоров «Деметра-холдинга» Виталий Сергейчук, пока идут тестовые сделки в первых регионах на базовых продуктах, затем планируется расширять географию сервиса (см. “Ъ” от 10 августа).
Гендиректор «Поле.рф» Мухит Сейдахметов констатирует, что тренд на e-commerce уже добрался до сельского хозяйства, но рынок еще достаточно молодой и емкий.
В ближайшие пять лет оборот AgTech в России может превысить 2 трлн руб., и лидерами станут те, кто смогут предложить фермеру наиболее быстрое и легкое решение ежедневных задач, указывает он. В «Агро.Клубе», который объединяет аграриев, закупщиков сельхозпродукции, поставщиков семян, СЗР, удобрений, рассказывают, что в последнее время есть много сообщений о новых маркетплейсах на аграрном рынке России. Но рисков для существующих игроков там не видят, также указывая, что рынок цифровых платформ для АПК — огромный.
Виталий Сергейчук, председатель совета директоров «Деметра-холдинга», в интервью “Ъ”, август 2021 года:
«Этот рынок (сельское хозяйство.— “Ъ”) далек от норм других рынков, где многие сделки проходят уже в цифровом режиме»
Директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что среди цифровых платформ в АПК уже высокая конкуренция, стоимость привлечения и удержания клиента растет, но ценность таких продуктов для сельхозпроизводителей неочевидна. По его словам, фокус Direct.Farm на развитии сообщества фермеров может дать преимущество перед конкурентами, но монетизировать его будет непросто. Кроме того, указывает господин Сизов, ужесточение регулирования зернового рынка грозит снижением доходов аграриев, сжатием рынка СЗР и удобрений и дальнейшим ростом конкуренции между их поставщиками и различными каналами.