УЗА выступает против новой забюрократизированной инструкции по учету зерна
Украинская зерновая ассоциация совместно с другими профильными бизнес-ассоциациями обратилась к премьер-министру и Минагрополитики Украины с требованием не вводить новую бюрократическую инструкцию по качественно-количественному учету зерна, которая создает значительные регуляторные барьеры для зерновых предприятий.
Об этом Украинская зерновая ассоциация, Украинская аграрная конфедерация, Украинский клуб аграрного бизнеса, Морская палата Украины и Ассоциация стивидорных компаний Одесского морского порта написали в совместном письме к чиновникам.
Напомним, что в июле этого года на сайте Минагрополитики Украины был опубликован для общественного обсуждения проект приказа Минагрополитики Украины «Об утверждении Инструкции по ведению количественно-качественному учету зерна и продуктов его переработки на зерновых и зерноперерабатывающих предприятиях всех форм собственности».
Все профильные ассоциации и организации единодушны в том, что принятие подобной Инструкции нецелесообразно и будет иметь крайне негативное влияние на развитие аграрной отрасли и, в частности, экспорта отечественного зерна. Как известно, традиционно ежегодно аграрный экспорт обеспечивает более 40% валютных поступлений в Украину. В этом году аграрии обеспечат еще больше поступления в страну, ведь этому способствуют высокие цены на зерно и рекордный урожай зерновых и масличных культур, прогнозируется на уровне 110 млн т. При этом, Украина также ожидает рекордный экспорт зерна — около 70 млн т
В ближайшем будущем в среднем отечественные аграрии будут готовы собирать более 120 млн т и экспортировать более 80 млн т зерна. Поэтому, зерновая отрасль Украины без преувеличения ключевой для экономики и имеет очень большой потенциал увеличения мощностей производства и экспорта зерна, которое является восстановительным ресурсом.
Позиция УЗА и других бизнес-ассоциаций обусловлена тем, что принятие Инструкции отбросит украинский зерновой рынок на четыре года назад и приведет к возвращению «старых правил игры», которые были предусмотрены предыдущей Инструкции о ведении учета и оформления операций с зерном и продуктами его переработки на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях, утвержденной Приказом Минагрополитики № 661 от 13.10.2008 г. (далее — «Приказ № 661»).
За эти 4 года функционирования зернового рынка без соответствующей Инструкции Украине удалось значительно улучшить свои показатели, а рынок не претерпел никаких негативных последствий в связи с отменой соответствующей Инструкции. Напротив, такая Инструкция создавала существенные барьеры и препятствия на пути здорового развития рынка и экспорта отечественного зерна. Кроме этого, она создавала почву для коррупционных злоупотреблений со стороны должностных лиц хлебных инспекций. Как и 4 года назад, отмечаем, что такая Инструкция утратила актуальность и не несет никакой пользы для зернового рынка и создает коррупционные угрозы для государства.
УЗА убеждена, что в случае принятия проекта Инструкции, положения которого во многих аспектах дублируют положения Приказа № 661, все достижения последних четырех лет будут автоматически сведены на нет.
На сегодня около 80% международного торгового оборота на рынке зерна осуществляется с помощью стандартных форм контрактов Международной ассоциации торговли зерном и кормами (GAFTA). Следовательно, именно международные стандарты, разработанные в рамках GAFTA, и диктуют основные требования для всех участников международного рынка торговли зерном по всему миру, в том числе, и для отечественных экспортеров.
Украинская зерновая отрасль не нуждается в разработке на уровне национального законодательства отдельной унифицированной инструкции, которая будет регламентировать локальные правила учета зерна на элеваторах и зерновых терминалах и вводить дополнительные регуляторные барьеры и ограничения, международным стандартам торговли в принципе не предусмотрены.
Ярким примером неуклюжести внедрения такой Инструкции является запрет смешивания зерна различных классов и лет урожая на зернохранилищах, которая была предусмотрена «старым» Приказом № 661 и повторно включена с положениями к проекту Инструкции.
Хотим отдельно отметить, что ни международные правила GAFTA, ни какие-либо другие стандарты международной торговли зерном никаких подобных запретов и ограничений не предусматривают. При этом, внедрение такого запрета на практике приведет к снижению производительности работы элеваторов, а также мощностей по транспортировке и перевалке зерна, примерно на 12-15%. Это, в свою очередь, создаст проблему дефицита мощностей хранения зерновых грузов, что будет иметь особенно острый характер, учитывая нынешние рекордное количество урожая в Украине (более 110 млн т) и прогнозы по повышению этого показателя в ближайшем будущем (в среднем до 120 млн. т). При этом никаких рисков такое смешивание для аграрной отрасли не несет.
Бизнес-ассоциации просят правительство отказаться от принятия проекта Инструкции или любого другого нормативного акта, призванного регламентировать требования по количественно-качественному учету «коммерческих» зерновых грузов для недопущения коллапса в аграрной отрасли Украины и ради продолжения ее продуктивного развития. УЗА и другие ассоциации убеждены, что требования к учету зерна должны диктоваться стандартами международной торговли зерном.