Об экспорте семян подсолнечника из России в 2020-2021 гг.
Специалисты Экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ-Центр" www.ab-centre.ru подготовили маркетинговое исследование российского рынка семян подсолнечника и продуктов их переработки (масло, жмых и шрот). Ниже представлены некоторые выдержки из работы касательно экспорта семян подсолнечника из России.
Напомним, что в 2020 году на вывоз подсолнечника из РФ действовала пошлина в размере 6,5%, но не менее 9,75 EURO за тонну. С начала 2021 года в России начала действовать 30-процентная экспортная пошлина на подсолнечник (но не менее 165 EURO за тонну). C 1 июля 2021 года ситуация изменилась: пошлина на экспорт подсолнечника выросла до 50%, но не менее 320 EURO за тонну. Ставка на таком уровне будет действовать до 31 августа 2022 года.
Рассмотрим тенденции экспортных поставок подсолнечника до и после увеличения размеров пошлин, а также проанализируем причины их увеличения, плюсы и минусы для отрасли и государства в целом.
Экспорт семян подсолнечника из России в 2020 году
Объем экспорта семян подсолнечника из России в 2020 году составил 1 368,9 тыс. тонн. Для сравнения, годом ранее (в 2019 году) поставки составили 717,0 тыс. тонн, 5 лет назад (в 2015 году) - 64,8 тыс. тонн, 10 лет назад (в 2010 году) - 4,4 тыс. тонн, в 2001 году - 251,7 тыс. тонн.
В число ключевых стран назначения экспорта российских семян подсолнечника в 2020 году вошли:
- Турция - 42,8% в общем объеме поставок (объем экспорта в 2020 году составил 585,7 тыс. тонн).
- Болгария - 24,2% (331,0 тыс. тонн).
- Румыния - 9,3% (126,7 тыс. тонн).
- Латвия - 6,7% (91,8 тыс. тонн).
- Китай - 4,3% (58,4 тыс. тонн).
- Беларусь - 3,1% (42,7 тыс. тонн).
- Казахстан - 2,7% (37,5 тыс. тонн).
- Нидерланды - 1,9% (26,4 тыс. тонн).
- Финляндия - 1,2% (16,4 тыс. тонн).
- Италия - 1,0% (14,3 тыс. тонн).
Совокупные поставки в 2020 году семян подсолнечника в страны, не вошедшие в ТОП 10 стран-покупателей, составили 37,8 тыс. тонн (2,8% от общего объема экспорта).
Экспорт семян подсолнечника из России в 2021 году
В январе-июне 2021 года объем экспорта семян подсолнечника из России составил 21,7 тыс. тонн. По отношению к аналогичному периоду 2020 года, экспорт сократился на 97,4% (на 814,6 тыс. тонн).
Сокращение экспортных поставок семян подсолнечника в 2021 году связано с введением ограничительных пошлин на их экспорт.
Ограничения на экспорт семян подсолнечника обуславливают недостаточной загруженностью мощностей по переработке внутри страны, высокими ценами на подсолнечное масло на внутреннем рынке.
Сдержать цены на масло, ограничивая экспорт семян подсолнечника, не представляется возможным. Отрасль по переработке семян подсолнечника и производству подсолнечного масла в целом экспортоориентирована.
Свыше 60% всего произведенного в России подсолнечного масла отгружается на экспорт - по мировым ценам. Соответственно от мировой конъюнктуры зависит и уровень цен (см. полную версию исследования).
Рост экспорта семян подсолнечника в 2020 году был связан с тем, что экспорт за рубеж был более привлекателен для сельхозпроизводителя, чем реализация продукции российским переработчикам. Возможность экспорта позволяет сельхозпроизводителю реализовать урожай на более выгодных условиях, а для отрасли в целом это создает здоровую конкуренцию.
Поскольку отечественные переработчики реализуют подсолнечное масло за рубеж по мировым ценам, то и семена подсолнечника они могут закупать по мировым ценам.
Введение ограничений, на наш взгляд, приводит лишь к перераспределению маржинальности бизнеса - с её снижением у сельхозпроизводителя и увеличением у переработчика.
Таким образом, эта мера абсолютно бесполезна в плане сдерживания цен на масло.
К числу плюсов введения ограничительных мер на экспорт семян подсолнечника можно отнести переориентацию на экспорт продукции с более высокой добавочной стоимостью. Но к снижению цен это не имеет никакого отношения.
Идея вводить запретительные ограничения на экспорт масла для сдерживания цен и вовсе представляется абсурдной. Отрасль и развивается, в целом ориентируясь на экспорт. Если бы производство только лишь могло удовлетворить внутренние потребности, цены на внутреннем рынке были бы ощутимо выше. А во многом за счет эффекта масштаба, цены на подсолнечное масло в России ниже, чем мировые цены. Это и позволяет экспортировать масло в ощутимых объемах (если бы в России цены на подсолнечное масло были выше мировых, это масло не пользовалось бы спросом за рубежом). Сдерживать цены целесообразно только по тем продуктам, которые ощутимо выше мировых.
Здесь больше стоят вопросы покупательной способности населения, а не уровня цен на масло, которое и без того, реализуется по ценам, которые ниже мировых.