В Ростове новый терминал за 1,8 млрд перевалит 1 млн тонн зерна
На базе Ростовского морского мультимодального порта заработал терминал. Заявленный объем уже в этом агросезоне позволит закрепиться ему в статусе одного из крупнейших на Юге комплексов по перевалке сельхозпродукции
Сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко (справа) и гендиректор РММП Ренат Ниазбаев во время открытия терминала. // Фото с сайта rostov-gorod.ru
О запуске «крупнейшего на Юге России зернового терминала» на своей странице в сети Instagram рассказал глава администрации Ростова Алексей Логвиненко. По его словам, инвестор проекта — ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» (РММП) — вложит в реализацию около 2 млрд рублей. «Это один из самых значимых проектов, который входит в инвестиционный портфель города, — подчеркнул градоначальник. – Планируется провести реконструкцию причальной набережной, что позволит принимать разные виды судов. А также модернизировать инфраструктуру по перевалке зерна. Полностью проект будет завершен в 2022 году. Мощность нового терминала составит 1 млн тонн зерна в год. Для сельскохозяйственного региона, это означает наращивание экспорта зерна. А для города — это налоговые поступления».
По оценкам Логвиненко, налоговые отчисления составят около 500 млн рублей в год. Автор поста добавил, что РММП реализует проект в два этапа. «Сегодня уже построены лаборатория, автоприемные линии для зерна, железнодорожные приемные линии, восемь силосов объемом 45,6 тысячи тонн, конвейерные линии отгрузки, погрузочные башни.
Окончание строительства объекта намечено на 2022 год. Понадобится реконструировать причальную набережную, чтобы принимать разные виды судов. Также модернизируют систему перевалки зерна», — перечислил сити-менеджер.
Как писал «Эксперт Юг» в декабре 2020 года инициатором проекта по строительству и запуску зернового терминала является компания «РММП-Зерно», которая входит в структуру РММП. По словам гендиретора Ростовского мультимодального порта Рената Ниазбаева, общий размер инвестиций в проект составит 1,8 млрд рублей. При этом, основные работы выполнены именно на первой очереди, в которую инвестор вложил 1,2 млрд рублей. «Вторая очередь проекта — это работы, связанные с увеличением объемов накопления. В частности, будут установлены 16 силосных емкостей для хранения зерна общим объемом 91,2 тыс. тонн, а также оборудование для подработки зерновых. К этому этапу мы намерены приступить в третьем квартале 2021 года и завершить во втором квартале 2022-го. Стоимость второй очереди оцениваем в 600 млн рублей», — уточнил топ-менеджер.
При этом, г-н Ниазбаев надеется, что 1 млн тон зерна они смогут перевалить уже в начавшемся сейчас сезоне 2021-2022 года и «подтвердить статус одного из крупнейших на Юге комплексов по перевалке сельхозпродукции».
Большую часть от общего объема заявленных вложений составили инвестиции в первую очередь зернового терминала// Фото с сайта rostov-gorod.ru
Ренат Ниазбаев добавил, что в ходе реализации проекта складские мощности РММП для единовременного хранения зерна увеличены почти втрое: с 52 тыс. тонн до 141 тыс. тонн. Технологии позволяют существенно увеличить скорость приемки железнодорожных вагонов и автотранспорта с зерном, а также скорость отгрузки его на воду. Так, в рамках первого этапа установлены автоприемные линии, силосные емкости для хранения общим объемом 45,6 тонны, две конвейерных линии отгрузки на причал и две погрузочные башни по 400 тонн в час, оперативные конусные емкости общим объемом 4,2 тыс. тонн. Кроме того, инвестор оборудовал лабораторию с механизированным отбором проб для автомобильного и железнодорожного потоков.
Ростовский универсальный порт превратился в РММП
По информации руководства РММП, он заработал в 2017 году на базе первого и третьего грузовых районов Ростовского универсального порта. Общая площадь РММП — 40 га. Здесь расположены пять причальных стенок, собственная железнодорожная ветка, шесть крытых складов «напольного типа» для единовременного хранения 52 тыс. тонн зерна. Несколько лет назад, для усиления позиций компании в секторе перевалки сельхозпродукции, было принято решение о строительстве в РММП современного зернового терминала.
Проект стартовал в ноябре 2019 года, когда, по данным ИАС Seldon.Basis, было создано ООО «РММП-Зерно». Его учредителем является ООО «Ростовский морской мультимодальный порт», которым владеет московское АО «Концерн ПРАМО», специализирующееся на предоставлении «вспомогательных услуг для бизнеса». По итогам 2019 года выручка ООО «РММП» выросла более чем в два раза и составила почти 760 млн рублей. В 2020 году рост был не столь существенным — на 4%, до 793,5 млн рублей. Всего же за три года (с 2017-го по 2020-й) выручка РММП выросла более чем в пять раз. Прибыль ООО «РММП» в 2019 году увеличилась на 224% и превысила 152,2 млн рублей (против убытка в 122,7 млн рублей годом ранее). Однако в 2020 году прибыль сократилась на 71% — до 44,8 млн рублей (данные Seldon.Basis). Дальнейшее динамичное развитие предприятия Ренат Ниазбаев связывает с запуском зернового терминала и развитием перевалки сельхозпродукции.
Гендиректор агентства Infoline аналитика Иван Федяков оценивает проект, как перспективный, потому что есть «совершенно понятная экономика». «Сейчас складывается ситуация, весьма благоприятная для проектов, связанных с экспортом продукции (АПК из России), — считает эксперт. — Идет процесс налаживания новых потоков поставки сельхозсырья (например, зерна или семечки) за рубеж, выход на новые экспортные рынки. И в 2021 году эта тенденция будет усиливаться. Объемы поставок вырастут. Надо расширять действующие и запускать новые современные мощности по перевалке зерна».
Федяков уверен, что проекты, аналогичные «РММП-Зерно», окупаются в среднем за 10 лет.
«Из портовой зоны Ростова-на-Дону отправляется львиная доля всего российского продовольственного экспорта, — отмечает гендиректор Агентства инвестиционного развития (АИР) Ростовской области Игорь Бураков. — За последние 10 лет грузооборот (расположенной рядом с РММП) станции "Заречная" удвоился (с 8 млн тонн грузов до 16 млн тонн в год). Однако потенциал ростовских портовых терминалов, возможности реки Дон позволяют подобраться к отметке не менее 25 млн тонн в год».
По мнению Буракова, одним из сдерживающих факторов на пути к этому являются ограниченные железнодорожные мощности «Заречной». Их можно расширить, реализовав новый проект станции «Портовая», уверен эксперт. Указанный проект несколько лет назад успешно прошел Главгосэкспертизу, однако к его реализации так и не приступили.