Бюджет конвертируют в хлеб с сахаром - Минсельхоз вернется с 2022 года к интервенциям на рынках еды
В 2022 году Минсельхоз планирует возобновить закупочные зерновые интервенции — в течение двух лет власти намерены увеличить запасы с текущих 200 тыс. до 3 млн тонн. Этот механизм, призванный балансировать цены на рынке, как показывает практика, весьма сложен в силу дороговизны хранения запасов и непредсказуемости их реализации. Впрочем, с учетом роста цен на сахар и масло власти рассматривают возможность расширения практики интервенционных вмешательств в рынок.
Минсельхоз планирует возобновить с 2022 года закупки зерна в интервенционный фонд, сообщила вчера замглавы ведомства Оксана Лут. Как пояснили “Ъ” в Минсельхозе, планируется увеличить запасы зерна в госфонде до 3 млн тонн (двух-трехмесячной потребности переработчиков). Запас, добавляют в ведомстве, будет формироваться в течение двух лет — в итоге размер фонда составит менее 2% ежегодного объема производства. Обратный механизм товарных интервенций предполагается применять при росте цен на зерно — для обеспечения мукомолов доступным сырьем, продавая его по цене не ниже закупочной. В Минсельхозе также отмечают, что предложения ведомства поддержаны правительством.
Напомним, в последний раз закупочные интервенции применялись в 2016 году, после этого Минсельхоз только продает зерно из госфонда — сейчас его объем оценивается примерно в 200 тыс. тонн. Сам механизм зерновых интервенций нацелен на стабилизацию цен на рынке. При этом еще в 2018 году Минсельхоз отказывался от закупочных интервенций, отдавая предпочтение субсидированию перевозок зерна на экспорт и ссылаясь на дороговизну — сейчас хранение зерна обходится государству примерно в 900 руб. в год за тонну без учета стоимости страхования запасов.
Как отмечает советник президента ЦСР Елена Разумова, механизм интервенций «не терял актуальности — невозможно эффективно регулировать зерновой рынок каким-то одним инструментом».
По ее словам, при чрезвычайно благоприятных условиях на мировых рынках даже высокие пошлины могут «не сработать» и зерно будет экспортироваться, интервенции же создают физические запасы зерна, а их размер, сроки начала продаж или покупки зерна и цены на торгах являются инструментами непрямого регулирования рынка.
Эффективность этой меры, впрочем, непредсказуема. Так, наиболее проблемными были зерновые интервенции 2008–2009 годов, когда в госфонд были закуплены рекордные 8 млн тонн зерна на 50 млрд руб.— из-за того, что цены на зерно в итоге снизились и государство не могло продать их без убытка, не рискуя при этом вызвать дисбаланс на всем рынке, его хранение стоило бюджету еще 10 млрд руб. в год. Усложняло ситуацию и то, что треть запасов хранилась не в элеваторах, а в режиме «напольного хранения», что существенно ускоряет порчу зерна. В итоге власти искали способы сэкономить на хранении (например, за счет механизма обратного выкупа и залоговых операций). Даже в начале этого года Минсельхоз испытывал некоторые трудности с продажей зерна из фонда — низкий спрос объяснялся введением в феврале тарифной квоты на экспорт зерновых и ростом предложения на внутреннем рынке.
Изначально была другая суть интервенций — мы покупали то, что стоило дешево для того, чтобы поддержать рентабельность производителей. Сейчас задача другая. Фактически государство тоже должно работать как коммерс, чтобы работать не в убыток»,— отметила вчера Оксана Лут.
Власти обсуждают возможность расширения интервенций и на сахар, создав госфонд объемом в 500 тыс. тонн., рассматривается вопрос закупок в госфонд масла. Подумать о закупках в интервенционный фонд и других продуктов вчера предложил и глава Минпромторга Денис Мантуров.